"Портрет музыканта" Ritratto di musico) - одна из неоконченных работ Леонардо да Винчи, предположительно написанная художником в 1490 - 1492 годах, претерпевшая множество последующих вмешательств и в настоящий момент хранящаяся в пинакотеке Амброзиана.
Картина "Портрет музыканта", относящаяся к тому же периоду, что и «Дама с горностаем», до сих пор вызывает немалое количество споров. Интересно, что если ее действительно написал Леонардо, "Портрет музыканта" - единственный портрет мужчины, выполненный художником за всю карьеру.
Определить со стопроцентной точностью, кто именно изображен на картине, невозможно и по сей день. Дело в том, что не сохранилось ни чьих-либо задокументированных свидетельств о работе над картиной, ни записей, которые могли бы пролить свет на имя заказчика. Все, что остается исследователям - строить предположения разной степени вероятности.
Первый вопрос, который возникает в связи с этой доской, - кто действительно является ее автором. Во время нахождения в Лувре (1796-1815), автором "Портрета музыканта" был указан Бернадино Луини. В Милане до и после этого авторство обычно приписывали Леонардо. Другие эксперты считают, что художником был либо Джованни Антонио Больтраффио, либо Амброджо де Предис.
Второй вопрос, всегда терзавший исследователей - кто был натурщиком. В девятнадцатом веке в каталоге Biblioteca Ambrosiana эта картина значилась как «Портрет Людовико Моро». Эта точка зрения никем особенно не оспаривалась, до 1905 года, когда чистка позволила увидеть ноты вместе с буквами «CANT ... ANG ...» - Cantum Angelicum («ангельская песнь»).
Теперь уже не было сомнений, что на картине изображен музыкант, но кто именно? Был ли это: Франкино Гафури, хормейстер Миланского собора в конце 1480-хх - или Атталанте Мильоретти, проживавший в Милане до 1490 год? А возможно, это Анджело Тестагросса, певец и преподаватель искусства пения (возможно, надпись гласит: cantor Angelo?)
Тем не менее, большинство специалистов склоняются к мысли, что это Франкино Гафури.
А что же дает основания утверждать, что автором работы является именно Леонардо да Винчи? Ответ кроется в общих характерный чертах портретной живописи Леонардо, том самом "наборе" его персональных приемов, которые, в той или иной степени, присутствуют в каждой из его портретных работ.
Во-первых, это затемненный фон, способствующий полной концентрации зрителя на модели. Во-вторых, изображение модели до пояса или чуть более - но никак не в полный рост. В-третьих, разворот на три четверти, чтобы зритель имел, скажем так, идеальную точку обзора.
Опять же, в отношении "Портрета музыканта" можно однозначно утверждать, что художник, написавший эту картину, очень хорошо разбирался в том, какие кости и мышцы (и в каком взаиморасположении) сокрыты под кожей лица музыканта - а Леонардо, как мы знаем, был непревзойденным знатоком в этой области.
Вьющиеся волосы, изящные, тонкие музыкальные пальцы - в изображении рук, как мы знаем, художник из Винчи не знал себе равных - все эти признаки служат подтверждением авторства Леонардо.
Вообще же, единственные хорошо проработанные части картины - это лицо и волосы музыканта, остальное оставлено на стадии продвинутого наброска, что особенно заметно по тунике, в которую облачен музыкант.
Write a comment