Осенью 1905 года, вернувшись в Париж из Госоля (крохотной деревушки в Каталонских Пиренеях, где художник отдыхал), Пабло Пикассо, наконец, смог кое-как завершить свой замечательный - в том числе и в плане необычной для него палитры - «Портрет Гертруды Стайн», начатый вскоре после первой встречи с американской писательницей.
По словам самой Гертруды, она позировала для своего портрета никак не менее «восьмидесяти или девяноста» раз, прежде чем Пикассо, отчаявшись достичь желаемого результата, оставил его незавершенным.
В то время Гертруда и ее брат Лео были очень близки к тому, чтобы стать самыми важными покровителями испанского художника.
Интересно, что Гертруде не понадобилось много времени, чтобы понять: Пикассо - гений, который, подобно белорусскому партизану, пришел, чтобы пустить поезд искусства , набитый быстро ветшающим скарбом, под откос, и начать сотворять мир заново - в то время как ее брат Лео поначалу был гораздо более сдержан в оценке талантов Пикассо.
Однако Гертруде - особе невероятно настойчивой, упрямой и пробивной, способной убедить в своей правоте даже фонарный столб - удалось заставить брата довольно быстро изменить первоначальное мнение и, как мы знаем, она оказалась стопроцентно права.
Едва ли не с первого взгляда Пабло и Гертруда прониклись друг к другу глубокой симпатией, и при том уважении, которое Пикассо испытывал в отношении Стайн, не написать ее портрет он просто не мог.
Но вот незадача - работа не заладилась. И это при том, что многочисленные портреты своих разнообразных любовниц Пикассо создавал десятками, зачастую затрачивая на каждый из них не более одного дня. Возможно, в этом причина: Пикассо не хватало чувственной, эротической составляющей, которая, очевидно, являлась главным двигателем его творчества.
Пикассо действительно долго и упорно работал над портретом, в результате чего многие его части подверглись существенной переработке, но - мы знаем Гертруду. Мы знаем Гертруду, и потому есть веские основания полагать, что Стайн сильно преувеличила количество сеансов позирования - возможно, чтобы приблизить результат к количеству сеансов, которые вынужден был "пережить" Амбруаз Воллар, позировавший для Поля Сезанна, писавшего его портрет в 1899 году.
Как бы то ни было, портрет, созданный Пикассо, представляет собой захватывающую и убедительную визуальную характеристику Гертруды и дань уважения ее важности для художника в поворотный момент его карьеры.
Внешне Стайн была весьма "основательной" женщиной - мощной, невысокой и кряжистой - и точно таким же, крепким и волевым, был ее характер. Рисуя ее, Пикассо стремился показать силу ее характера и ума, а также описать ее привлекательную внешность.
Его абсолютно фанатическая сосредоточенность на работе во время написания портрета Гертруды отображена в ее описании позы художника во время работы: сама она позировала, сидя в ``"большом сломанном кресле'' в студии художника в общежитии Bateau Lavoir, в то время как Пабло с трудом посещался на «крохотном кухонном стульчике» находясь очень близко к холсту и сжимая в руке "крохотную палитру".
Но чем больше он работал над портретом, тем серьезнее становилась для художника эта проблема: он не мог найти правильный баланс между отображением внешнего облика Гертруды и ее внутренней сути. Одно мешало другому, не складываясь в единое целое так, как этого хотел художник.
Не определившись с наиболее выразительной позой, он несколько раз переписывал голову Гертруды под разными углами, а затем однажды закрасил ее полностью, раздраженно пожаловавшись: «Я больше не вижу тебя, когда смотрю». Понимая, что зашел в тупик, Пикассо отказался от дальнейшей работы над картиной.
Статьи по теме:
Свяжитесь с нами:
zakharovsergei@mail.ru
Тел, WhatsApp, Viber, Telegram
Write a comment