Картина "Преждевременное окостенение станции" написана Сальвадором Дали в 1931-ом году - можно сказать, в самом начале его самостоятельной (и семейной жизни) с Галой: периода великих перемен, гранзиозной любви и столь же внушительных по масштабу сложностей.
В этой связи вокзал, часы на перроне которого показывают, кстати, то же самое время, что в знаменитой картине того же года "Постоянство памяти" - как нельзя более уместен. Символическое значение вокзала: разлука, грядущие перемены и новая жизнь - как нельзя более подходит к обстоятельствам тогдашней жизни молодого каталонца.
Как мы не раз уже говорили, творчество Дали и вообще нужно рассматривать только в неразрывной связи с перипетиями его судьбы, а также актуальной на тот или иной момент времени для Сальвадора "иделоогией" (действующим набором идейно-эстетических цеенностей) - и тогда все непонятные, на первый взгляд, элементы в его работах обретают кристальную ясность и чистоту.
Главными и, не побоимся этого слова, поистине катастрофическими событиями в жизни молодого Дали, как мы знаем, в тот период были:
1) обретение самого главного человека своей жизни: ангела, обольстительницы, умницы, богини, продюссера, музы, модели и просто лучшей женщины на планете Земля - Елены Дмитриевны Дьяконовой (или просто "Дмитриевны") известной всему миру под именем Галы.
2) жестокий конфликт с родной семьей, возникший по причине пункта №1, в котором особенно лютовал отец молодого художника, категорический не принявший выбор сына и в конце концов поставивший Сальвадора Дали перед ультиматумом: либо любящая тебя семья - либо эта ужасная "Ля Мадам" (так отец Сальвадора презрительно именовал Галу). Как всем нам хорошо известно, молодой, но упрямый не менее отца Сальвадор выбрал "Ля Мадам", следствием чего явился пункт №3:
3) изгнание художника, с проклятиями и мордобоем, из отчего дома и лишение его наследства и какого-либо регулярного денежного пособия, что для Дали, на тот момент еще не ставшего "деньголюбом" и состоятельным человеком, было особенно страшно: он не знал, на что содержать их с Галой новоявленную "ячейку общества".
С обстоятельствами определились, теперь упомянем о "идеологии" - и будем считать, что дело сделано. Идеология молодого Дали на тот момент была однозначной: он рьяно поклонялся психоанализу и его Богу - Зигмунду Фрейду, а главной задачей своего творчества считал кропотливое и тщательное исследование внутреннего мира человека с позиций фрейдизма. Вот почему работы Дали тридцатых годов буквально напичканы фрейдистскими символами, и "Преждевременное окостенение станции" - не исключение.
"Окостеневший" - то есть, "умерший" вокзал - символ того, что Фигерас (родной город художника), где проживало семейство и где Сальвадор появился на свет, перестал для него существовать. Отец изгнал его из семьи, вычеркнул из жизни, и связей с прошлым для Дали больше не существует.
Рельсы, ровно бегущие по плоской, как стол, поверхности долины Ампурдан, уходят в сторону видимых на горизонте скал мыса Креус, неподалеку от которых Дали купил у рыбачки Лидии Ногес полуразрушенную хижину, которой сужено было стать начало знаменитого впоследствии дома Дали.
Что касается очевидно мужской и в то же время неуловимо женственной фигуры на перроне - это и Дали, и Гала, и Сфинкс, с картины "Раскаяние. Сфинкс, встроенный в песок" одновременно. Под тонкой тканью одяния этого андрогинно-монструозного существа замечательно просматриваются два навязчивых образа Дали того периода с ярко выраженным сексуальным подтекстом: стакан с молоком и женская туфля.
Не забываем: к началу 30-хх Дали окончательно определился с приоритетами, создал основы своего "параноидально-критического метода" и провозгласил своим богом и отцом автрийского психоаналитика Фрейда.
Для Фрейда образ Сфинкса однозначно ассоциировался с сексом. Голый пейзаж, занятый лишь несколькими каменными образованиями, по Фрейду - образ, наиболее ярко иллюстрирующий женскую сексуальность. Вопросы сексуальности всегда занимали важнейшее место и в жизни, и в творчестве Дали - а работы начала 30-хх, когда в жизни художника появилась первая и единственная женщина - Гала, раскрывшая, наконец, Сальвадору тайну физиологических отношений между полами, эта бьющая через край сексуальность пронизывает каждый квадратный дюйм картин Дали.
Отметим и еще один почти назаметный, но существенный образ, которые долгие годы не будет исчезать из картин художника: мужскую фигуру, которая держит за руку ребенка. Дали и его отец разругались не на жизнь, а на смерть, и так более и не примирились: но боль от этой разлуки внешне совершенно бесчувственный Дали носил в себе еще долго.
Свяжитесь с нами:
zakharovsergei@mail.ru
Тел, WhatsApp, Viber, Telegram
Write a comment