Портрет княгини Арчил Гуриэли (Елены Рубинштейн) написанный Сальвадором Дали в 1943-ем году - безусловно, одна из самых удачных и, не побоюсь этого слова, совершенных работ Дали в портретном жанре.
На момент написания этой вещи княгиня Арчил Гуриэли (Елена Рубинштейн) была самой богатой женщиной в мире, единолично основавшей одноименную косметическую компанию с многомиллионным оборотом, которая, по сути, совершила переворот в мире косметики
Рубинштейн не только стала первой в мире женщиной-миллионером, заработавшей свои деньги самостоятельно, но и возглавила индустрию косметологии, достигнув, таким образом, успеха и положения, которые ранее для женщины были немыслимы.
Тем не менее, будучи истинным "продуктом" своего времени, Елена Рубинштейн предпочитала, чтобы к ней обращались по дворянскому титулу и фамилии, которые она унаследовала от своего мужа-грузина. Эту особенность Сальвадор Дали, выполнивший для Елены ряд заказов и получивший очень хороший гонорар, с готовностью отразил в названии портрета.
Сальвадор Дали и княгиня Гуриэли были знакомы с начала 1930-х годов - с первого появления Сальвадора Дали США. Елена была частью элитного истеблишмента, который радостно приветствовал популярного в Штатах художника, когда он прибыл в Нью-Йорк в 1940-ом году, когда немцы вторглись на территорию Франции.
В 1942 году Елена Рубинштейн поручила Дали создать группу из трех фресок, чтобы украсить столовую ее трехуровневой квартиры из 36 комнат на Парк-авеню. Позже последовал заказ и на портрет - причем Дали подошел к его написанию абсолютно в свроем духе: в отличие от типичных портретных заказов, лицо Елены занимает лишь крошечную часть холста (88,9 х 66 см; холст, масло) - возможно, композиционный намек на ее роль краеугольного камня в создании колоссальной индустрии.
Елене Рубинштейн в 1943 году было семьдесят три года, однако Дали изобразил ее в гораздо более юном виде, в возрасте, который, скорее, соотествовал возрасту Галы Дали на тот момент. Да и некотрые черты Галы, при всей документальной точности образа, все-таки просматривается, что вполне сообразуется с идеей сюрреалистов о "небуквальном" портрете, который создается с помощью набора символов, наиболее ясно передающих суть и внешний облик заказчика.
Таким образом, молодость Елены Рубинштейн олицетворяет бессмертие ее характера, а также новаторские достижения в мире косметики. Вообще, вся сцена напоминает ренессансные изображения мифической Андромеды, прикованной цепью к скале - тем не менее, Дали предоставляет нам исправленную версию этой истории, изображающую женщину огромной силы, неустрашимого и грозного противника любых демонов современного мира. Как и практичеки в каждой работе Дали, картина не лишена эротического подтекста, о чем свидетельствуют крошечные фигурки Венеры и Купидона на скалах внизу.
Портрет Елены Рубинштейн написан в то время, когда Дали особенно активно совершенствовал свое техническое мастерство, двигаясь вперед семимильными шагами и громогласно заявляя, что впервые в жизни он, наконец, понял, "как надо писать".
Использование более тонких техник живописи придает данной работе редкую выразительность и совершенность настоящего шедевра эпохи Возрождения. В этой работе прекрасно все - от мельчайших брызг пены, почти нерзличимых невооруженным глазом, до безупречно переданных текстур отвесных скальных поверхностей. Без сомнения, 40-ые - зенит технической виртуозности Дали, когда фантасмагорические плоды его богатого воображения могли быть реализованы в живописи наилучшим образом.
В мае 2011 портрет княгини Арчил Гуриаэли был продан на торгах Сотбис за 2 658 500 долларов США.
Статьи по теме:
Write a comment