Картина Рене Магритта «Замок в Пиренеях» - поздний шедевр бельгиского сюрреалиста, созданный в 1959 году. Это, без преувеличения, одна из самых известных, репродуцируемых, растиражированных и влиятельных картины, созданных Магриттом за всю карьеру.
В чем причина такой популярности? Да в том, что картина просто красива! Гигантский каменный блок, напоминающий, яйцро-астероид, вторгшийся в наше сознанение из сюрреалистической Вселенной Магритта, башни замка, увенчанные "колпаками ведьмы", оптимистичное небо, наводящее на мысли о счастливом детстве - и неожиданно бурное море, напоминающее о житейских невзгодах зрелого возраста...
Да, "Замок в Пиренеях" - одна из самых красивых (да простится мне это почти ничего не означающее слово!) вещей Магритта - а мы, люди, так уж устроены, что всегда подспудно тянемся к красоте...
Помимо того, что "замок в Пиренеях" красив - он еще и влиятелен. Воздействие созданного Магриттом в "Замке в Пиренеях" образа легко прослеживается в знаменитом блокбастере Джеймса Кэмерона "Аватар": вспомните гигантские каменные острова планеты Пандора, точно так же парящие в воздухе, и сразу станет понятно, откуда "растут ноги" у фантазии Джеймса.
Заказ на написание "Замка в Пиренеях" был сделан давним другом Рене Магритта, юристом-международником, поэтом и писателем Гарри Торчинером. История создания картины и ее развитие задокументированы в письмах между двумя мужчинами, которые были опубликованы Музеем Израиля в 1991 году.
Хотя Магритт имел полную свободу, переписка показывает, что его покровителю было предложено выразить свое мнение по поводу выбора сюжета. Из ряда рисунков, предложенных Магриттом, Торчинер выбрал один - изображающий гигантский каменный валун с "вырастающим" из него замком.
Хорошо знакомый с картинами Магритта и особенностями его творческой манеры, Торчинер, в качестве дополнительных пожеланий", попросил Магритта изобразить ясное небо и бурное темное море, над которым возвышается "скала надежды", увенчанная "крепостью веры".
По мере того, как работа над картиной приближалась к финальной стадии, Магритт решил исключить из сюжета кое-какие другие предложенные Торчинером дополнения - художник, как мы знаем, не любил насыщать холсты второстепенными деталями. Так или иначе, получился настоящий шедевр.
Лично от себя хотел бы добавить комментарий о некоторых забавных особенностях восприятия, вызванных местом проживания и родом деятельности. Я о том, что картина Магритта, которая призвана вызывать в зрителе замешательство за счет излюбленного приема Магритта: совмещения несовместимого - персонально во мне никогда никакого замешательства не вызывала и воспринималась как нечто совершенно нормальное, близкое и родное.
Поясню, почему. По роду своей экскурсоводческой деятельности нам часто приходится бывать в Порт-Льигате и на мысе Креус - родных местах коллеги Магритта, нашего Сальвадора Дали. А мыс Креус - это как раз то самое место, где из моря выступают Пиренейские горы, чтобы разрастись до целой каменной империи, отрезать Испанию от Франции и вновь утонуть, правда, уже в Бискайском заливе.
Так что противопоставление "море-Пиренеи" в нашем случае никак не работает - это абсолютно соприкасающиеся друг с другом стихии. Точно также это касается замка: по той же работе мы бываем с экскурсиями в Каркассоне, расположенном аккурат с обратной стороны Пиренейских гор, на французской территории - а Каркассон, после реставрации в 19 веке под руководством и по проекту Виоле-ле-Дюка, выглядит в точности так же, как замок Магритта.
Так что никакого "разрыва шаблона" в нашем конретном случае при виде картины Магритта не происходит. Мы наблюдаем три совершенно органично сосуществующие между собой три сущности: Средиземное море, Пиренеи, Каркассон - и чувствуем, что Магритт, невизрая на свое бельгийское происхождение, близкий и родной нам по духу человек. Но это, повторюсь, некая девиация восприятия, вызванная конкретными причинами.
Конечно, кто-то возразит: но в Пиренеях таки нет летающих, или левитирующих каменных скал, на что у нас тоже готов ответ: левитирующих предметов, в реальности не обладающих этим свойством, полным-полно в картинах товарища Магриттта по "сюрреалистическому цеху" - Сальвадора Дали, на эксурсии по музеям которого мы вас и приглашаем!
Выгодное предложение отелей по всему миру:
Статьи по теме:
Write a comment