"Рафаэль Казанова" — памятник, расположенный на улице Ронда-де-Сан-Пере в Барселоне, в районе Эшампле. Памятник посвящен юристу Рафаэлю Казанове (1660-1743) - главе городского совета Барселоны в период осады города Бурбонами в ходе войны за испанское наследство.
Уже сотню с лишним лет памятник Рафаэлю Казанова, считающийся абсолютной иконой каталонизма, является сценой проведения публичных мероприятий с участием известных каталонцев и официальных лиц города, отмечаемых 11 сентября, в Национальный День Каталонии.
Идея создания статуи, посвященной Казанове, возникло в контексте Всемирной выставки 1888 года, проходившей с 8 апреля по 9 декабря того же года в Парке Цитадель в Барселоне.
Для этого мероприятия была спроектирована величественная входная аллея, которая начиналась от Триумфальной арки до ворот парка, получившая название Салон-де-Сан-Хуан (ныне Пасео-Луис-Компанис) - шириною 50 метров, с балюстрадами, мозаикой и монументальными фонарными столбами, спроектированными Пере Фалькесом и слегка напоминающими виселицы.
Вдоль аллеи были установлены восемь больших бронзовых статуй, изображающих выдающихся персонажей из истории Каталонии: Гифре эль Пилос (он же Вильфред Волосатый) (скульптор - Венансио Вальмитхана), Роже де Лаурия (художник Хосеп Рейнес), Бернат Десклот (Мануэль Фукса), Рамон Беренгер I (Хосеп Ллимона), Пере Альберт (Антони Виланова), Антони Виладомат (Торкват Тассо), Жауме Фабре (Пере Карбонелл) и наш Рафаэль Казанова (Россенд Нобас).
Со временем статуя Казановы приобрела новое и гораздо более важное значение из-за символизма, приданного главе городского совета сторонниками независимости Каталонии.
В 1897 году состоялось особенно знаменательное почитание, так как в день того же года Ассоциация каталонистов и экскурсионное общество Joventut Els Muntanyencs устроили пышное поминовение каталонского чиновника-юриста и впервые сделали цветочное подношение к подножию статуи Казановы, что, как мы уже сказали, стало традицией.
Так возник обычай каждый год совершать акт почтения сановнику, каждый раз при большем наплыве публики. В день 1911 года полиция вмешалась, чтобы предотвратить демонстрацию протеста каталонистов, что не привело ни к чему, кроме как к усилению народного энтузиазма по поводу этой праздничной акции.
В 1914 году, во время празднования 200-летия со дня взятия города войсками Филиппа V, городской совет Барселоны решил превратить то, что было ранее простой статуей, в настоящий памятник, даже, можно сказать, монумент, и решил перенести ее на угол Ронда-де-Сан-Педро с улицей Али-бей - в место, где, собственно, Казанова и был ранен в битве 1714 года.
Его место на аллее Сан-Хуан заняла другая статуя, посвященная Пау Кларису, работы Рафаэля Атче. Для нового памятника Казанове был сооружен пьедестал по проекту архитектора Александра Солера, украшенный рельефами талантиливого и продуктивного Жозепа Ллимона. Монумент был торжественно открыт на новом (теперешнем) месте 11 сентября 1916 года.
В 1939 году, после Гражданской войны, новые франкистские власти приступили к демонтажу памятника вместе с другими памятниками левого или каталонского политического характера, такими как Памятник Республике, Памятник доктору Роберту, Франсеску Лайре или тому же Пау Кларису, заменившему Казанову на аллее Сан-Хуан.
Работа Нобаса хранилась на муниципальном складе на улице Веллингтон, пока, с приходом демократии, не была установлена на своем нынешнем месте, где была еще раз торжественно открыта 11 сентября 1977 года. В 1994 году у подножия памятника была уцстановлена мемориальная доска с биографией Казановы.
Статуя, созданная Россендом Нобасом, изображает идеализированного, имеющего типичный образ романтического героя политика, с гордой и решительной осанкой и с героически-пафосно-страдальческим выражением лица. Казанова весьма напоминает раненого тореадора, статую которого этот же скульптор выполнил несколькими годами ранее.
Глава городского совета Барселоны, только что получшивший ранее, держит оружие правой рукой, а левой поднимает флаг Святой Евлалии, покровительницы города.
Используемый стиль несколько эклектичен, так как синтезирует черты романтизма, реализма и символистского модернизма. Памятник дополнен пьедесталом с рельефами Жосепа Ллимона, на котором представлены две аллегорические женские фигуры, символизирующие боль и страдание за поражение Барселоны и потерю каталонских традиционных свобод.
На табличке на задней стороне пьедестала имеется надпись (на каталанском языке): «Здесь глава городского совета Рафаэль Казанова пал раненым, защищая свободы Каталонии 11 сентября 1714 года».
Меньшая копия статуи Нобаса хранится в зале Дома города. Есть также копии из бронзы, терракоты, гипса и папье-маше, находящиеся в Музее истории Каталонии, Доме Рафаэля Казанова в Мойя (Каталония), Музее Фредерика Мареса и Музее Сан-Баудилио-де-Льобрегат.
Следует отметить, что после поражения Барселоны Казанова, возглавлявший город во время осады, не только не был казнен, как многие из защитников каталонской столицы, но и прожил еще без малого тридцать лет, занимаясь адвокатской практикой.
Статьи по теме:
Три трубы на проспекте Параллель в Барселоне
Венера (Лето) - скульптура Аристида Майоля в Барселоне
Write a comment