Рафаэль Санти (1483 - 1520) - один из величайших художников, когда-либо ступавших по нашей Земле, один из столпов Высокого Ренессанса, ярчайший представитель сразу нескольких школ живописи, каждую из которых он поднимал на качественно новый уровень; красавчик, богач, ловелас и баловень судьбы, а кроме того - неутомимый труженик и слуга искусства, оставивший свой поистине золотой след в живописи, графике, архитектуре, военном искусстве и создавший за свою короткую жизнь (всего 37 лет) больше шедевров, чем целая армия средних художников способна создать за тысячу лет.
Тем более печально знать, что в наши дни его постоянно путают то с маркой деликатесных конфет, то с известным теннисистом, а большинство представителей нового поколения и вообще затрудняются припомнить, что это был за человек такой - художник Рафаэль, и чем он, собственно, заслужил право называться великим.
В этой статье, идя против циничного мейнстрима, мы оживим в вашей и своей памяти некоторые факты, касающиеся жизни и творчества Рафаэля. Итак, интересные факты о Рафаэле!
1. Настоящее имя Рафаэля - несколько длинее, чем просто "Рафаэль"
Да большинство людей считают, что Рафаэля звали просто Рафаэль - причем, так делают те, у кого в паспорте записаны имя и фамилия, а у некоторых счастливчиков - ещё и отчество! А Рафаэлю почему-то, по их мнению, должно было хватать всего лишь коротенького, похожего на кличку (или название марки конфет) имени - Рафаэль.
Конечно же, это не так. У Рафаэля таки была фамилия - Санти. Но если вы думаете, что его звали Рафаэль Санти - это тоже не совсем так. Полное его имя звучало Рафаэль Санти да Урбино - или, иными словами Рафаэль Санти из Урбино. Урбино - название городка, где будущий гений появился на свет. Такая же история, кстати, с Леонардо да Винчи - земляком Рафаэля. Ближайшие аналоги в славянском мире: Вован Питерский или Жора Киевский.
Итак, Рафаэль Санти да Урбино был итальянским художником, родившимся в городе-крепости Урбино в регионе Марке, к юго-западу от Пезаро на востоке Италии, в 1483 году. Правда, точно неизвестно, когда именно был его день рождения. Одна версия утверждает, что это знаменательное событие произошло 28 марта, другая - что в Страстную пятницу, 6 апреля того же года.
Однако самым забавным во всей этой истории с именем является то, что сам Рафаэль подписывал документы «Рафаэль Урбинас» - что придает его имени изысканный прибалтийский оттенок .
2. Рафаэль один из трех великих мастеров своего времени
Конец 15-го и начало 16-го веков - удивительное время для изобразительного искусства. В эпоху Высокого Возрождения на одной и той же территории творили самые великие художники и скульпторы Высокого Возрождения - благодаря которым Возрождение, собственнно, и стало таким "высоким". Большей концентрации гениев на один квадратный километр суши мир не знал ни до, ни после.
Собственно, Высокое Возрождение зиждется на трех гигантских "китах", одного из которых звали Леонардо, другого - Микеланджело, а третьего - наш Рафаэль. И жили они рядом, и работали на одних покровителей, и выдавали на гора одинаково великие шедевры - где и когда такое было видано?
Это аналогично тому, что в Ливерпуле в начале 60-хх появились бы сразу три одинаково талантливых группы уровня "Битлз". Можно ли такое представить? Конечно же нет! А в эпоху Высокого Возрождения такое было возможно!
3. Отец Рафаэля тоже был художником
Все мы знаем поговорку о "яблочке, которое недалеко от яблоньки падает". Что ж, это высказывание определенно относится к Рафаэлю. Его отец также был известным художником и занимал должность придворного живописца у герцога Урбино Федерико да Монтефельтро.
Творческое наследие Рафаэля-Старшегео состоит из нескольких запрестольных образов, нескольких Мадонн, Благовещения и изображения воскресшего Христа, поддерживаемого двумя ангелами. Многие экспонаты можно найти в музеях по всей Европе, таких как Берлинский музей, Национальная галерея в Лондоне и Музей изящных искусств в Будапеште.
К несчастью для юного Рафаэля, его мать умерла, когда мальчику было всего 8 лет, а тремя годами позже скончался и отец Рафаэля. Интересно, что в биографии Рафаэля Джорджо Вазари упомянул, что Рафаэль «проявлял талант в юном возрасте» и что он «очень помогал своему отцу в выполнении заказов».
4. Главная натурщица Рафаэля была его дамой сердца и любовницей
"Подумаешь, факт!" - скажут многие. Это вполне нормальная ситуация для художника - что называется, "золотой стандарт". Вот если бы Рафаэль не спал со своей главной натурщицей - вот тут, пожалуй, был бы повод задуматься: что с ним не так?
Однако надо понимать: то, что сегодня является стандартом, в свое время было абсолютно новаторским - и именно Рафаэль заложил основы нынешнего "золотого стандарта", сделав своей явной дамой сердца ту самую натурщицу, дочку булочника по имени Маргерита Лути, вошедшую в историю искусства как Форнарина.
Своим прозванием миловидная модель Рафаэля обязана профессии своего отца-булочника (итал. fornaio, fornarino — пекарь). Художник и его будущая любовь познакомились в то время, когда Рафаэль работал над росписями виллы банкира Киджи Фарнезина в Риме, а Маргерита приносила туда свежевыпеченный хлеб. Согласно легенде, банкир Киджи хотел выгнать дочь пекаря, отвлекающую художника от работы своими прелестями, но Рафаэль пригрозил ему в этом случае прекратить работать вообще.
Похоже, он быстро и бесповоротно влюбился в румяную красотку. Считатеся также, что Рафаэль выкупил её у отца за 3000 золотых и снял ей виллу (как утверждают, в Via di Porta Settimiana). Форнарина оставалась возлюбленной и натурщицей Рафаэля на протяжении двенадцати лет, до самой смерти художника.
Верностью полюбившему её Рафаэлю, как утверждали современники, она не отличалась. В частности, отмечается, что она стала любовницей Агостино Киджи, для которого Рафаэль расписал виллу Фарнезина, а также обращала внимание на учеников художника.
Впрочем, есть и другая версия, согласно которой Форнарина любила Рафаэля так же сильно и беззаветно, как любил её Рафаэль - и ни о каких изменах даже не помышляла, а когда художник покинул этот мир, в скором времени постриглась в монастырь, где, в молитве и чистоте, провела остаток дней. Отметим, что ни одна из версий не имеет стопроцентного обоснования - и потому каждый волен верить в ту версию, которая лично ему подходит больше всего.
Лично мы на стороне Форнарины - поскольку позитивный эффект, оказанный ею на творчество Рафаэля, не подлежит сомнению. "Форнарина", "Донна Велата", "Сикстинская Мадонна", наконец - это всё она, обаятельная Форнарина.
Форнарина, дочь булочника и возлюбленная Рафаэля. Выглядит довольно плутовато - хотя в обаятельности ей не откажешь
Так или иначе, роман Рафаэля и Форнарины стал «архетипическим вариантом отношений художника и модели в западной традиции», заложив уже упомянутый нами "золотой стандарт".
5. Рафаэль был долгое время обручён - но совсем не с Форнариной
Приятный внешний вид, учтивые манеры, дружелюбие и общительность приносили Рафаэлю много преимуществ, особенно когда дело касалось привлечения заказов и соблазнения женщин. Рафаэль слыл не только самым занятым художником своего времени, но и неисправимым сердцеедом, на счету которого числились великие сотни побед над женскими сердцами.
Однако эта слава величайшего соблазнителя в конце концов сыграла с Рафаэлем злую шутку. Кардинал Медичи Биббиена, один из тех влиятельных людей, с которыми Рафаэль водил дружбу, должно быть, проникся отеческим сочувствием к сверхобщительному, но все еще не женившемуся Рафаэлю. Кардинал, наблюдая за тем, как Рафаэль совершенно запутался в случайных связях, решил его "спасти" - то есть, женить.
В 1514 году кардинал Медичи Биббиена сделал Рафаэлю "предложение, от которого невозможно отказаться" - он предложил художнику обручиться с его племянницей Марией Биббиеной. Да, Рафэаль не знал эту Марию ранее и не испытывал к ней ни малейших чувств - но отказаться от предложения своего покровителя он никоим образом не смог. Рафаэлю пришлось обручиться с Марией Биббиеной - хотя к полноценному браку это обручение так и не привело.
Рафаэль по вполне понятным причинам предпочитал оставаться холостым и наслаждаться вольной жизнью, чем жениться на совсем не интересной ему девушке и влачить унылую лямку семейного существования. Поэтому он под всяческими предлогами оттягивал дату свадьбы, а когда терпение Марии и её дяди было готово вот-вот лопнуть - Рафаэль взял и умер, что стало самым веским аргументом против брака с его стороны.
6. Самой известной работой Рафаэля стала не картина, а фреска
Рафаэль был настоящей рабочей лошадкой. В отличие, например, от своего соперника Леонардо да Винчи, который продвигался вперед очень медленно и был склонен к медитации, депрессии и внутренним терзаниям, Рафаэль продвигался вперед очень быстро - подобно болиду Формулы-1. Результатом стала огромная коллекция произведений искусства высочайшего качества, созданная им за очень короткую, как мы уже сказали, жизнь.
Самой известной работой Рафаэля является не картина, как можно было бы подумать, а серия фресок, написанных на стенах приемных папского дворца, называемых ныне «Комнатами Рафаэля» или «Станцами Рафаэля». В наши дни ими можно полюбоваться в Музее Ватикана.
В одной из папских приемных, «Stanza della Segnatura», Рафаэль создал одно из самых известных произведений искусства вообще - «Афинскую школу», которая сегодня считается «воплощением классического духа эпохи Возрождения».
7. Рафаэль творил в атмосфере жесточайшей конкуренции
Если три лучших художника в мире работают вместе в одном районе Рима, борясь за лучшие заказы, обязательно будет заварушка! И она была. Трем медведям тесно в одной берлоге - и потому Рафаэль, Микеланджело и Леонардо не только двигали мировое искусство вперед - но и соперничали между собой, прели интриги, строили козни и всячески старались досадить друг другу из соображений корысти.
Ничто человеческое, к счастью, не было им чуждо. Микеланджело, который был всего на 8 лет старше Рафаэля, сразу же невзлюбил молодого и популярного в городе художника и старался всячески принизить его творчество. Это, однако, не помогло, и в свое время Рафаэль практически мгновенно получил заказ на роспись приемных Папы, которые в конечном итоге полусили название «Комнаты Рафаэля».
Есть также история о том, как Рафаэль вместе с Браманте (архитектором базилики Святого Петра и своим товарищем) уговорили папу Юлия II отдать Микеланджело заказ на роспись потолка Сикстинской капеллы, надеясь, что Микеланджело не справится с этой архисложной задачей - и репутация его окажется сильно подмоченной, а карьера - похороненной. То есть, они попросту стремились "подставить" конкурента.
Однако Микеланджело, как известно, не только справился, но и создал бессмертный шедевр, чем способствовала в немалой мере священная ярость, которую он испытывал в отношении подставивших его Браманте и Рафаэля. Микеланджело был так зол на них, что превзошел самого себя, сделав невозможное. Как видим, сплетни, заговоры, интриги - сильнейший двигатель искусства!
Интересно, что сам Рафаэль (тайно впущенный в Сикстинскую капеллу своим другом Браманте как раз в то время, когда Микеланджело выполнял заказ) многое почерпнул именно от Микеланджело, из-за чего Буонарроти впоследствии всегда обвинял Рафаэля в плагиате, причем делал это и после того, как Рафаэль умер. Микеландждело, при всей своей гениальности, был довольно злопамятен.
8. Рафаэль изобразил своих соперников в "Афинской школе"
К тому времени, когда Рафаэль закончил работу над «Станцами», Микеланджело как раз и принялся обвинить его в плагиате - в той же "Афинской школе" он обнаружил множественные черты собственного стиля. Надо признать, обвинения эти вовсе не беспочвенны.
Интересно, что в "Афинской школе" Микеланджело нашел и себя - Рафаэль изобразил его в виде Гераклита - и не в самом приятном обличье:
Как видите, это было не очень лестное изображение, что, пожалуй, и послужило основной причиной обвинений. Что, вероятно, взбесило Микеланджело еще больше, так это то, что он изобразил другого своего соперника, Леонардо да Винчи, в качестве одного из главных героев, а именно Платона.
9. В "Афинской школе" Рафаэль изобразил и себя
В качестве своеобразной шутки Рафаэль также включил в "Афинскую школу" и свое собственное изображение, которое, как считается, представляет Апеллеса, одного из самых известных художников Древней Греции и друга Александра Великого, жившего в 4 веке до нашей эры.
Почему бы не изобразить себя в виде одного из самых выдающихся мыслителей и художников в истории, верно?
10. Рафаэль умер, потому что перестарался на любовном ложе
По крайней мере, так считает его биограф Джорджо Вазари. По его словам, Рафаэль умер, потому что, во-первых, сильно устал от обилия заказов ,над которым трудился по 16 часов в сутки, а во-вторых (и в главных) потому, что слишком активно занимался сексом с ненасытной Форнариной, дочерью булочника. Выражаясь современным простым языком, Форнарина, по мнению Вазари, "затрахала Рафаэля до смерти".
Впрочем, это всегео лишь частное мнение - пусть и самого Джорджо Вазари. Так оно было или нет - мы не знаем. Что мы знаем наверняка, так это то, что Рафаэль внезапно и сильно заболел в возрасте 37 лет и был прикован к постели в течение 15 дней - после чего, собственно, и умер.
За эти 15 дней он успел покаяться в своих грехах, продиктовать последнуюю волю и совершить другие необходимые в таких случаях обряды. Он умер в Страстную пятницу, 6 апреля 1520 года.
Одним из самых необычных фактов о Рафаэле является то, что он умер в Страстную пятницу - то есть, в День своего Рождения, который стал для него 37-ым.
11. Рафаэль похоронен в Пантеоне - вместе со своей невестой
Похроны Рафаэля прошли "очень стильно", как отмечали хронисты того времени. Это было грандиозное событие, свидетелями и участниками которого стали огромные толпы скорбящих и любопытствующих людей. Ведь Рафаэль имел статус "мегазвезды" 16 века.
Гроб с телом художника несли 4 кардинала, облаченных в пурпурные одеяния, и Папа в последний раз поцеловал его руки, пред тем, как крышку гроба заколотили. На мраморном надгробии Рафаэля по указанию Папы была выбита надпись:
"Здесь лежит знаменитый Рафаэль, которого при жизни боялась сама природа, опасаясь, что он её превзойдет - а после смерти его природа боится умереть сама". Отличный текст, радующий своей нетривиальностью и явным уважением к великому дару Рафаэля.
Согласно последней воле усопшего, Рафаэля похоронили в одном из самых известных зданий Рима, Пантеоне - римском храме, который был преобразован в католическую церковь.
Еще один из очень интересных фактов о Рафаэле заключается в том, что он похоронен вместе со своей официальной невестой, на которой никогда не хотел жениться - Марией Биббиеной, которая, что примечательно, умерла в том же году, что и Рафаэль - в 1520-ом.
12. И всё-таки - из-за чего на самом деле умер Рафаэль?
Недавно ученые заявили, что выяснили подлинную причину смерти Рафаэля. Причина эта не так скандальна и сенсационна, как озвученная выше (чрезмерная активность в сексуальной сфере) - но выглыдит не менее правдоподобной.
Исследователи из Университета Милан-Бикокка утверждают, что Рафаэль умер из-за того, что завёл очередной роман с очередной любовницей (не Форнариной) - и по ночам регулярно отлучался из дому, чтобы навестить новую пассию. Мартовские ночи в Риме в то время были вполне морозными, и Рафаэль закономерно простудился и слёг, подхватив пневмонию.
Врачи пытались вылечить его кровопусканием, чем только усугубили ситуацию - они ослабили и без того слабый оргаганизм художника, который оказался не в состоянии побороть инфекцию. После марта 2020-го многие исследователи считают, что Рафаэля убил коронавирус - да и странно было бы, если бы они так не считали.
По большому счету, не так уж важно, что свело Рафаэля в могилу - важно, что он сделал при жизни, а творческое наследие его постине бесценно!
Спи спокойно, дорогой Рафаэль Санти из Урбино! Культурное человечество помнит и любит тебя!
Статьи по теме:
Микеланджело Буонарроти - интересные факты
Сандро Ботичелли - известные картины
Write a comment