Первое, на что обращаешь внимание, попадая из вестибюля Театра-музея Сальвадора Дали во внутренний дворик под открытым небом - это монументальная инсталляция "Дождливое такси", установленная в самом центре пространства двора.
Помимо самого "такси" - Кадиллака, привезенного четой Дали в 1948-ом, по возвращении в Испанию, из США, бросается в глаза и "надстройка" - изобилующая выпуклыми формами бронзовая дама весьма округлых очертаний, железными цепями соединенная с не менее монументальной колонной из шин, увенчанной двумя костылями, на которых установлена одна из трех лодок, принадлежавших Гала.
А над лодкой, прошу отметить, еще имеется и зонт, который, если, если скормить черному ящику в основании инсталляции монету в один евро, еще и раскрывается!
Но обо всем по порядку.
Свое первое "Дождливое такси" Сальвадор Дали сделал еще в 1938-м году для Всемирной выставки сюрреализма в Галерее изящных искусств в Париже.
Инсталляция являла собой старое развалившееся авто, внутри которого была установлена система труб, из которых тела вода, заливая двух манекенов: водителя с головой акулы и блондинку в измазанном грязью вечернем платье на заднем сиденье, в окружении цикория и латука, по которым ползали живые (!) огромные улитки, повсюду оставляя слизь!
Впоследствии Дали еще дважды делал подобного рода инсталляции - оба раза в Нью-Йорке, а нынешняя, выставленная в дворике Театра-музея, является, таким образом, четвертой и последней. Для нее в качестве автомобиля Дали использовал Кадиллак ,купленный в Америке в 1941 году в качестве подарка Гала.
Сам Сальвадор машину не водил, а вот Гала достаточно быстро и хорошо овладела искусством шофера - и впоследствии до преклонного возраста не отказывалась периодически сесть за руль.
Кстати, до сих пор в замке Пуболя можно наблюдать оранжевый Датсун, на котором Гала периодически выбиралась в Жирону за покупками. Что до Каддиллака, который сейчас перед нами: на этой машине в 1941 Дали и Гала проехали все Соединенные Штаты - от края и до края. Вот что писал об этом сам Дали:
"Я путешествовал по Америке, однако вместо того, чтобы избавиться от внешней, змеиной кожи моего тела романтически непосредственным образом, потираясь о жесткость географического рельефа, я предпочитал сбрасывать кожу, надев на себя сияющий панцирь черного ракообразного создания - Кадиллака, который я подарил Гале".
Забавно, должно быть, было наблюдать маленькую, едва видную из-за руля Гала, уверенно ведущую большую тяжелую машину по бескрайним американским просторам. Это, кстати, в точности соответствовало общему положению дел в тандеме "Гала-Дали", который был направляем железной волей именно Гала.
Для Сальвадора Дали, который изображал автомобили уже в работах 20-хх, как атрибут прогресса и грядущей тотальной механизации мира, этот Кадиллак стал символом новой американской жизни и мерилом его заокеанского успеха.
Не случайно, вернувшись в конце десятилетия из США на родину, Дали забрал эту машину с собой, чтобы триумфально подъехать на ней к дому когда-то изгнавшего его из семьи отца - вот он, фрейдовский триумф сына, восставшего против гнета родителя.
Дали, кстати, хвастал, что таких Кадиллаков, как у него, было выпущено всего 6 штук, причем, одна принадлежала Кларку Гейблу (сыгравшему главную мужскую роль в филеме "Унесенные ветром"), другая - президенту Рузвельту, а его Кадиллак - бывшая собственность знаменитого гангстера Аль Капоне, и разбитое стекло с правой стороны - это след неудавшегеося покушения на чикагскоо матерого бандюгу. Заявляю ответственно - насчет Аль Капоне Дали, как и следовало ожидать, соврал - но соврал красиво!
В отличие от первого такси, выставленного в Париже, в этом улитки внутри салона - бутафорские, однако вода из труб бежит на ура. Правда, не бесплатно: чтобы запустить инсталляцию, нужно бросить монету в 1 евро в щель черного ящика спереди справа - и сразу же глядеть внутрь салона через уже упомянутую дыру в боковом стекле.
При этом на секунду стоит отвлечься и задрать голову наверх - поскольку волшебная сила денег (1 евро) не только запусти воду, но и заставит раскрыться черный зонт над лодкой наверху - все, что называется, продумано до мелочей.
Самая идея "дождливого такси" возникла у Сальвадора Дали во время его первого визита в США. Он приехал туда на 500 долларов, одолженных у Пикассо - со своими деньгами пока были трудности.
На Манхеттене Дали угодил под дождь и с завистью наблюдал за проносившимися мимо такси, в которых сидели абсолютно сухие пассажиры - а он, Дали, вынужден был мокнуть снаружи. Эх, если бы все было наоборот - думал творческий, но мстительный каталонец: снаружи сухо, а внутри - просто потоп! Идея эта, как видим, была впоследствии реализована не однажды - и имела успех.
Что касается монументальной бронзовой девицы с роскошным задом, установленной на капоте Кадиллака - это "подарочек" друга, австрийского скульптора Эрнста Фукса, и изображает он царицу Есфирь - одну из самых знаменитых библейских женщин.
Разместив "Великую Есфирь" на капоте, Дали, без сомнения спародировал привычку автопроизводителей помещать лого компании на капот - наглядные подтверждением чего служит образ богини Ники, установленный на "носу" Кадиллака.
Есфирь, как мы уже сказали, тащит цепями за собой "Колонну Траяна", установленную позади авто. Настоящая Колонна Траяна находится в Риме - но и "далианская" названа так не случайно: будущий император Траян родился в Италике, всего в 9 км от нынешней Севильи - то есть, был Дали "земляком", причем из тех, которыми Дали восхищался.
Интересно отметить, что помимо шин, костылей, лодки и зонта, коллонна включает в себя еще несколько симпатичных элементов: элегантный мраморный бюст Франсуа Жирардона, в свое время урасившегно обилием своих работ Версаль, а также гипсовую, покрашенную в черный цвет копию скульптуры "Раб" Микеланджело, "далинизированную" посредством надетой на него мишленовской шины.
Также следует отдать должное мастерству Маэстро Дали, с каким тот изобразил крупные капли воды, ркасположенные под килем лодки и готовые вот-вот устремиться вниз. Мастерство, а точнее, оригинальная идея заключалась в том, что при создании этих капель Дали использовал презервативы, заполненные краской.
Не исключено, что художник таким образом мягко намекнул на сексуальную ненасытность обожаемой супруги, жертвой которой легко могли стать и катавшие Гала по морю местные рыбаки.Но помним: полная сексуальная свобода - норма для всякого порядочного сюрреалиста и членов его семьи, так что не стоит полагать, что Дали создавал свои "капли" в злобе или обиде, терзаясь ущемленным мужским достоинством.
Сам факт доминирующего положения лодки в этой сложной композиции скорее свидетельствует о привычном обожествлении Гала, нежели о чем-то другом. В иерархии ценностей Дали главной ценностью являлась Гала, которую он, как известно, "любил даже больше, чем деньги", и с той же силой, что и себя самого - уже хотя бы потому, что Гала, по глубокому убеждению художника, являлась его совершенно неотъемлемой половиной - то есть, по сути, им самим.
Как видим, уже озвученный нами святой принцип накопления, а не отбора - в действии! Это же касается и всего умопомрачительного набора разнородных объектов, из которых, тем не менее, складывается впорлне гармоничный ансамбль, и случайным предметам, поверьте, здесь места нет! Отдельно следует упомянуть:
Каменные валуны с мыса Креус
Да, во дворике там и здесь вы обязательно заметите громадные каменные валуны весьма причудливой формы - это "пришельцы" с мыса Креус, мною не раз уже упомянутого. Именно причудливая форма этих скал, сформировавшаяся под воздействием влаги и сильнейших задувающих там ветров, включая трамонтану, и сформировали эти удивительные каменные образования, который и стали основой образной системы Дали.
Способность этих скал менять свою форму, в зависимости от того, где находится смотрящий, каждый раз напоминая что-то новое, была давно уже подмечена местными рыбаками - а для Сальвадора Дали стала неиссякаемым источником вдохновения. "Двойные образы" Дали, придумывать которые он был непревзойденный мастер - именно в этой неустанной тренировке воображения, которой с детства мог предаваться Дали.
Нас восхищает неуемная фантазия Сальвадора Дали - но отправной точкой для нее послужили те самые скалы, рядом с которым Дали, собственно, и прожил всю жизнь, сотни раз запечатлев их в своих работах. Когда-нибудь мы отвезем вас туда, и первое, что вы воскликнете, будет:
"О, Боже! Такое ощущение, что я нахожусь внутри картин Дали!" - так и есть, этот сильнейший эффект "дежавю", оказавшись там впервые, испытали когда-то и мы - да и продолжаем испытывать до сих пор. Скалы эти мы сегеодня увидим еще не раз - уже на полотнах Маэстро.
Жардиньерки в виде буквы "G"
Жардиньерки, засаженные миртом - дрвеним симвовлом любви" - имеют форму буквы "G", с которого, собственно, и начинается имя-прозвище Гала, жены художника, и высажены в ее честь.
Фонари в стиле "модерн" из парижского метро
Стилем "модерн" Дали восхищался, а Антонио Гауди - боготворил. Мы уже обсуждали, как много художник сделал для того, чтобы имя Гауди стало, наконец, известным. Что до фонарей - проект их был создан модернистом Эктором Гимаром на заре прошлого века, и до сих пор эти жутковато-прекрасные антропоморфные фонари украшают некоторые входы в парижское метро.
Дали ярезвычайно заинтерсовался ими после того, как обратил внимание на их очевидное сходство с самкой богомола. А чем славна самка богомола? Тем, что во время спаривания откусывает голову самцу! Для Дали это было наиболее ярким воплощением мужского мазохизма.
Не станем забывать: художник частенько позиционировал себя в качестве сознательного подкаблучника-мазохиста, получающего от этого состояния удовольствие - однако это не более, чем игра. В тандеме "Гала-Сальвадор" оба участника были равноправны, и каждый занимался тем чем должен был заниматься: Дали творил, Гала - обеспечивала быт и занималась монетизацией талантов супруга. Это четкое распределение ролей и привело их союз к успеху. И потому, повторюсь, в этом союзе они были совершенно равноправны, и ни о каком "мазохизме Дали" речи идти не может.
Гала, находившая в тени, подобно "серомку кардиналу", всегда умудрялась устраивать быт наилучшим для Дали образом. Вот, например, что вспоминает Анаис Нин, гостившая на ранчо в Вирджинии у своей подруги Кэресс Кросби, куда приехали пожить и Дали:
"Никто не ожидал от миссис Дали такого таланта организатора. Не успел никто ничего сообразить, как оказалось, что весь дом служит одной цели: сделать супругов Дали счастливыми. Никому не дозволялось входить в библиотеку, если Сальвадор пожелал работать там. Не будет ли Дадли столь добр и не съездит ли он в Ричмонд, чтобы прихватить то-сё, необходимое Дали для живописи?
Не буду ли я столь любезна перевести для Дали одну статью? Как, разве Кэресс не собирается пригласить журнал Life? Иными словами, все живо бросились выполнять поставленные перед ними задачи.
И несмотря на это, миссис Дали ни разу не повысила голос, ни разу не попыталась полстить или очаровать кого-нибудь. Просто она предполагала, что все здесь собрались для того, чтобы прислуживать Дали, великому художнику, гениальность которого представлялась неоспоримой."
Вот! Так что ни о каком "мазохизме" со стороны Дали речи, как видим, не идет. Другой вопрос, что ему нравилось представлять себя именно в таком ключе - но это сугубо его личное дело! Наша с вами задача - установить истину, чем мы и занимаемся.
Рукомойники фирмы "Roca"
Шедевры каталонской сантехники, установленные в верхней части стен дворика, образуют своеобразный "хор ангелов". Летом-осенью, когда Театр-музей предлагает вечерние визиты, у посетителей есть возможность убедиться, что умывальнники эти являются в то же время плафонами светильников. Когда в них зажигают свет, ощущение "ангельского хора рукомойников" значительно усиливается.
Золоченые фигуры в стиле "ар-деко"
"Псведвооскары", знакомые на по фасаду музея, присутствут в нишах окон, в данном случае представляя собой зрителей (или участников) театрализованного действа, частью которого являемся и мы.
Барельефы из серии "Искусство и ремесла"
Снова знакомая нам деталь - вспомним монумент Франсеску Пужольсу. "Накопление" Дали не знало предела. Остававшиеся в запасе барельефы Дали ловко пристроил во дворик - и смотрятся они здесь, как видите, весьма органично.
Обгорелые балки
Обгорелые балки оставлены Дали намеренно. Это, по словам художника, знаки "очистительного костра, в огне которого и возник Театр-музей". На моих глазах балки не раз реставрировали, так что будем надеяться, что они еще долго прослужат в качестве гармоничных элементов общего ансамбля дворика.
"Чудища"
Их четыре - два "чудища" мужского пола, и два - женского. Создание их на совести Сальвадора Дали и директора музея Антони Пичота. Чтобы соорудить этих монстров, в ход пошли улитки, камни с мыса Креус, ветки платанов с бульвара Рамбла в Фигерасе, обломки горгулий из церкви Святого Петра, где мы уже побывали, а также выдвижные ящики старой меблировки мэрии Фигераса - о, это божественное накопление!
Пока нас окончательно не завалило залежами далианского добра - бежим! Точнее, поднимемся по одному из двух пандусов, толкнем тяжелую дверь - и окажемся на сцене.
Статьи по теме:
Кадакес, Порт-Льигат и мыс Креус - экскурсия
Театр-музей Дали в Фигерасе и Порт-Льигат
Write a comment