Картина "Изнасилование, написанная Рене Магриттом в 1934 году - несомненно, одна из самых провокативных в творчестве художника. Впрочем, с точки зрения сюрреализма, к славным рядам которого принадлежал Магритт, творчество и должно быть провокацией, призванной посеять панику и хаос в мозгах окостеневших в своем благополучии буржуев.
Сюрреалистическая революция, как известно, стала своего рода отражением революции глобальной, затеянной при непосредственном участии В. И. Ульянова-Ленина. Картина "Изнасилование", как своим содержанием, так и названием - частное проявление общего сюрреалистического бунта против "прогнивших насквозь устоев буржуазного общества", к которому, собственно, принадлежал и сам Магритт.
Вне зависимости от идеолгии (хотя иделогоически свободное творчество сегодня - большая роскошь), "Изнасилование" - чудесный пример "двойного образа": техники, которую особенно широко использовал в своих работах другой известный сюрреалист - Сальвадор Дали.
Действительно, перед нами женское лицо, одновременно являющее собой торс женщины: груди здесь выступают в качестве глаз, пупок - атрофированный почти до нулевой стадии нос, а лобок умеренной кучерявости - не что иное, как гримаса женского рта.
Магритт, со свойственным ему талантом, наглядно демонстрирует, как именно всякий мужчина воспринимает женщину. В восприятии этом нет никакого секрета, хотя далеко не все отдают себе отчет в деталях процесса.
Мужчина первым делом скользит взглядом по лицу женщины, мгнонвенно формируя представление о нем, как о привлекательном, сносном или ужасном, а затем, вне зависимости от результата, начинает проводить "общий обзор", уделяя внимание груди, попе, талии или ее отсутствию - и формируя на основании этого свое персональное представление о "женщине в целом" как потенциально подходящей (или не подходящей) для продолжения рода.
"Всякий, кто смотрит на женщину с вожделением, уже прелюбодействовал с нею в сердце своем" - так вот, именно про "всякого" и каждого мужчину эта бессмертная и великая фраза. Ибо так все и происходит, как бы не пытались облечь нашу природную суть в розовые одежды благопристойности.
Сюрреалистов эти попытки "буржуев" нарядить голую действительность в наряды морали, приличия и нравственности попросту бесили: они чувствовали в этом стремлении великую и непростительную ложь - с чем и пытались бороться средствами искусства.
Интересно, что шея женщины, на которую насажена голова-торс, напоминает не что иное, как фаллос: перед нами не что иное, как "изнасилование в процессе" - изнасилование, которое мысленно совершается всякий раз, как взгляд мужчины встречает показавшийся ему достойный объект-женщину.
Можно ли винить в этом мужчин? Да, но не более, чем можно винить льва за то, что он убивает, или белку за то, что она безжалостно изничтожает все орехи в пределах своей алчной беличьей видимости. Таковыми мужчин сделала природа, и Рене всего лишь контатирует этот факт, показывая "голую правду".
«Лицо служит для приближения к любви, а воплощается она в теле. Но ведь любят женщину всю целиком – и лицо ее, и тело. Однако в контраст этому туловище, наложенное на лицо (груди глядят на вас, точно глаза, нос атрофировался в пупок, а лобок-рот кажется скривившимся в гримасу), не только не служит привнесению духа в плотское начало, но, напротив, означает деградацию женщины до уровня предмета сексуального желания: ослепленного, немого и глухого».
(Рене Магритт).
Статьи по теме:
Write a comment