Почему барселонский район Раваль (El Raval) называли Barrio Chino (Китайский квартал)?
Ведь никаких особенно многочисленных китайцев там, по сравнению с кое-каким другими районами Барселоны, никогда не водилось. Да и сейчас их там практически не найдешь.
Для того, чтобы разобраться в этом забавном недоразумении, расскажем немного о самом рйоне, возникшем еще во времена далекого средневековья. Слово "raval" имеет арабские корни и происходит от "arrabal (исп.)", что означает "предместье", "пригород". Когда-то территория нынешнего района Раваль находилась за пределами крепостных стен Барселоны - отсюда и название.
А теперь вспомним, кто в Средние века препочитал жить за пределами крепостных стен, превращавших, по сути, любой город не только в крепость, но и в "тюрьму расширенного типа"? Известно, кто: преступники, бандиты, нищие, изгои - иными словами, всякое и всяческое отребье всех мастей, находившееся в неладах с законом.
Так что криминальная "закваска" Раваля уходит корнями в Средневековье. Территориально район оформился после того, как оборонительные стены Барселоны расширили, что случилось в 14-15 в.в. - однако его изначальной - то есть, бандитской - сути это нисколько не изменило.
Да, Раваль (El Raval) никогда не пользовался хорошей репутацией. Это, безусловно, самый "криминализированный" район старого города, настоящий "рассадник зла и порока", квинтэссенция самых неприглядных проявлений человеческой натуры в границах города Барселона... Наркопритоны, публичные дома, поножовщина - что там еще? Приведу отрывок из своего "барселонского" романа "Красное спокойствие", где как раз об этом:
"Выйдя на те же пресловутые бульвары Рамблас, по которой среди разноязыкой толпы курсировали от площади Каталонии к Колумбу и обратно вежливые городские полицейские, за пять минут можно было купить все: от украденного только что у английского туриста айфона последнего поколения до двухметрового, атлетически сложенного педераста-негра с голубыми зубами и совершенным знанием японского языка.
А район Раваль? Углубившись в него, скажем, по улочке Тальерс, вы тут же попадали в царство узаконенной марихуаны: больше сотни официально зарегистрированнных клубов любителей веселой травы украшали этот криминальный оазис Барселоны.
Впрочем, и без клубов дурманящим дымком подтягивало отовсюду, а горбатые добродушные морды верблюдов из папье-маше, торчавшие там и здесь из публичных заведений наружу, безошибочно говорили искушенному знатоку: да, здесь можно купить! Что уж говорить, если даже монументальная колонна Колумба красовалась разудалыми листьями конопли!
Для тех же, кто искал забвения покрепче, на выбор предлагались самые разные смертельные порошки и снадобья мира - от классического, возлюбленного Фрейдом кокаина до новейших дьявольских разработок экспериментальной химии: знай, плати, приближай дрожащую гибель!
Спустившись по грязным, с разноцветными парусами застиранного в дыры тряпья каньонам улиц Раваля пониже и поближе к воде, в квартале красных фонарей можно было лицезреть поразительный барселонский паноптикум жриц продажной любви - страшнее и забавнее которых не предлагал ни один город и порт мира!
И всюду, всюду: на улицах и площадях, в арках и подворотнях - всюду и везде мелькали одинаковые лица безлико одетых особей мужского племени: одинаковые прежде всего плохо скрытым злым охотничьим азартом в замутненных бусинах глаз. И губы у них были одинаково схлопнуты в полосу, и, даже не видя, можно было не сомневаться: стоит любому из них распахнуть рот - у каждого обязательно обнаружится одинаковый арсенал кривых и хищных, как у барракуды, зубов.
И точно так же, как барракуд привлекают и провоцируют на атаку блестящие предметы подводных пловцов, типов этих, барселонских жуликов, патологически влекли к себе ценные вещи и деньги других людей - и даже огромное отделение городской полиции, расположенное прямо на Рамблас и глубоко вдававшееся в этот самый Раваль, не мешало охоте без края и конца.
Но так ведь и должно быть! Кому не известно, что полицейские и жулье существовать друг без друга не могут, они так же неразрывно слеплены в одно целое, как две стороны одной монеты, и всего расстояния между ними - ребристая дорожка монетного гурта!
И для тех, кто ехал сюда не на неделю, а навсегда, именно Старый город становился первым полустанком на долгом непредсказуемом пути..."
Но, прошу прощения, я отвлекся. Вернемся к теме нашей статьи: почему все-таки El Raval долгих 70 лет называли именно "Баррио Чино", то есть, "Китайский квартал", или "Чайнатаун", хотя никаких особенно многочисленных китайцев там никогда не водилось, как не водится и сейчас?
Таким именем - "Баррио Чино" - район Раваль был впервые "окрещен" 22 октября 1925, когда в литературно-художественном обозрении под названием "El Escandalo" была опубликована статья периодиста и драматурга Франсиско Мадрида, которая называлась "Барселонское дно".
В этой статье драматург описывал одно из самых злачных мест Раваля, бал La Mina, о котором высказался следующим образом: "выдающаяся таверна китайского квартала. В каждом городе, будь то Нью-Йорк, Буэнос Айрес или Москва, есть свой китайский квартал (barrio chino).
Периодист, называя Раваль "баррио чино", хотел всего лишь указать на то, что наш барселонский Раваль - такое же "дно", как и "Чайнатаун" на Манхеттене. Это сравнение неожиданно всем понравилось, его тут же подхватили другие СМИ, и на целых 70 лет оно сделалось настолько популярным, что люди даже стали забывать истинное названаие района - Раваль. Всюду его именовали "Баррио Чино" - хотя китайцев там по-прежнему не водилось.
Ситуация начала меняться лишь в конце 80-хх, в период подготовки к Олимпиаде-92. В ходе глобальных городских реформ решено было покончить и с криминальным "Баррио Чино". В этом районе появились культурные центры и музеи, на главной улице Раваля установили скульптуру Фернандо Ботеро "Кот" - однако ни кот, ни музеи оказались не в состоянии хоть сколько-нибудь повлиять на криминальную суть района. Раваль как был, так и остался средоточием зала - правда, весьма живописным и обогатившимся культурными центрами.
А название "Баррио Чино", которое на долгих 70 лет буквально прилипло к району Раваль, после Олимпиады-92 постепенно сошло на нет. Кстати, на мой персональный взгляд, Раваль - один из самых колоритных и живописных районов Барселоны. Главное, не забредать туда ночью - во избежание излишних проявлений этой "колоритности" со стороны местного люда. А днем - милейшее дело!
Посещение района Раваль (а там, поверьте, есть что показать, и есть, что посмотреть) возможно в рамках нашей пешеходной экскурсии по историческому центру Барселоны.
Статьи по теме:
Почему в Барселоне сандвич называют "бикини"?
Свяжитесь с нами:
zakharovsergei@mail.ru
Тел, WhatsApp, Viber, Telegram
Write a comment