Восставший раб - мраморная статуя работы Микеланджело Буонарроти высотой 2,15 м, датированная 1513 годом. В настоящее время работа находится в Лувре в Париже.
Два «раба» Лувра относятся к второй версии гробницы Папы Юлия II, которую наследники Джулиано Делла Ровере, заказали Микеланджело в мае 1513 года.
Хотя первоначальные планы сооружения гигантского мавзолея были изменены, работа по-прежнему оставалась монументальный, с коридором, богато украшенным скульптурами, и Микеланджело немедленно возглавил проект.
Среди первых завершенных работ для гробницы числилисьпр два "раба", предназначенные для нижней части надгробного памятника. Их планировалось установить рядом с пилястрами, обрамляющими ниши, в которых находятся Победы.
Позы "рабов" были изначально заданы потребностями этого архитектурного окружения, поэтому спереди скульптуры производят большой эффект, а боковым видам, по этой же причине, Микеланджело уделил меньше внимания, чем обычно.
Все "рабы", созданные в мастерской художника, были исключены из памятника в его окончательной версии, завершенной в 1542 году. В 1546 году Микеланджело подарил две работы Роберто Строцци за его щедрое гостеприимство в июле 1544 года и июне 1546 года, когда Микеланджело был болен.
Когда Строцци был сослан в Лион в апреле 1550 года за его сопротивление Козимо I Медичи, он, собираясь в ссылку, отправил две стутуи "рабов" вперед себя. В апреле 1578 года они были выставлены на обозрение в двух нишах во дворе замка констебля Монморанси в Экуене, недалеко от Парижа.
В 1632 году они были проданы Генрихом II де Монморанси кардиналу Ришелье, который отправил их в свой замок в Пуату, где их увидел во время своих путешествий Джанлоренцо Бернини, который сделал их рисунок.
В 1749 году герцог Ришелье привез их в Париж и поместил в Павильон де Хановр. В 1793 году скульптуры "рабов" удалось спрятать, но когда вдова последнего маршала Ришелье попыталась выставить их на продажу, они мговенно были экспроприированы правительством и пополнили коллекцию, которая сейчас находится в Лувре.
«Восставший раб» изображен пытающимся освободиться от пут, в результате чего голова его повернута, а тело иискривлено в мучительно усилии. Впечатление, которого пытался достичь Микеланджело, заключалось в том, что зритель должен был воспринимать "Восставшего раба" в движении навстречу, с поднятым коленом и плечом.
Иконографическое значение этих двух фигур, вероятно, связано с мотивом пленника в римском искусстве; Джорджо Вазари идентифицировал их как олицетворения провинций, контролируемых Юлием II.
Однако для Асканио Кондиви они символизировали Искусство, захваченное в плен после смерти папы Юлия - известного ценителя и мецената. В частности, "Восставший раб", по мнению Кондиви, возможно, выступает в качестве символа скульптуры или архитектуры.
Разными исследователями предлагались и другие значения символического и философского характера, некоторые связанные с личной жизнью Микеланджело и его широко известными «мучениями», на предмет которых сам Буонарроти никогда не прочь был поговорить.
С стилистической точки зрения статуя выполнена с оглядкой на древние образцы. В качестве источника вдохновения называется, в частности, эллинистическое искусство: скульптурная группа, изображающая Лаокоона и его сыновей, обнаруженная в 1506 году и в то время доступная для Микеланджело.
Кроме того, в работе чувствуется влияние скульптурных фризов на триумфальных арках Рима, а также канонических образов святого Себастьяна, принявшего смерть мученика - мысль о чем, собственно, не покидает с первой секунды, когда видишь скульптуру.
Самые известные картины Энди Уорхола
Самые известные работы Леонардо да Винчи
Самые дорогие картины Сальвадора Дали
Самые известные картины Ван Гога
Самые известные картины Пикассо
Write a comment