Портрет Рамонеты Монтсалватже был написан Сальвадором Дали в 1925 году, и в том же году представлен на первой индивидуальной выставке Дали в барселонской галерее Далмау. В наши дни эта картина, написанная маслом на доске (61 х 38 см) практически не покидает постоянную экспозицию Театра-музея Дали в Фигерасе.
Невизрая на то, что она не принадлежит к числу шедевральных или самых известных, эта вещь с редким упорством продолжает висеть в Зале Сокровищ - при том, что не только туристы, но и подавляющее большинство гидов понятия не имеют о том, кто такая эта "Рамонета Монтсальватже".
Это не удивительно - до 1929 года основной (и едва ли не единственной) моделью и музой художника была его родная сестра Ана-Мария. Другие женщины в работах Дали крайне редки и ограничиваются, по большей частью, все тем же семейным кругом художника: мама Сальвадора, его бабушка Ана, тетя Каталина, кузина Монсеррат - а тут вдруг никому не известная Рамонета Монтсальватже, к имени которой всегда добавляли "мистическая"...
Учитывая фантазийный склад ума Дали и его извечную склонность к мистификациям, а также отсутствие какой-либо информации о персонаже, впору задаться вопросом: а существовала ли эта Рамонета вообще - или она всего лишь плод воображения Сальвадора?
Оказывается, существовала. Если как следует порыться в пыльных подшивках прессы Фигераса столетней давности, следы Рамонеты Монтсальватже все-таки обнаружатся.
Как удалось выяснить, Рамонета была дочерью банкира Джорди Монсальватже Кастаниса, уроженца Олота, известного своей коллекцией экслибрисов (он собрал около 15 000) и автора книги о сардане.
В браке с Мерсе Теруэль у них было четверо детей: Жанна, Рамона, Тринитат и Матильда. Известно, что в апреле 1917 года Рамона (фортепиано) и Матильда (скрипка) дуэтом выступили на концерте в муниципальном театре Фигераса (в здании которого ныне располагается Театр-музей).
В течении нескольких лет подобные музыкальные вечера с участием сестер Монтсальватже устраивались не единожды и получили высокую оценку высшего общества Фигераса.
В то же время пресса не упускала случая подчеркнуть красоту Рамоны, которая была блондинкой, что в Испании является редкостью и ценится соответствующим образом. Художник Хоаким Ренарт создал для Рамоны персональный экслибрис (стоит помнить, что Дали также разработал полдюжины экслибрисов), а композитор Эдуард Толдра посвятил ей музыкальное произведение под названием "La cançó d'anar passant" (1928).
Кроме того, дружба между Рамонетой и Дали хорошо иллюстрируется открыткой, которую он прислал ей из Мадрида (опубликованной писательницей Антониной Родриго), где, помимо основного сообщения, имеется приписка: "Дорогая Рамонета, все Друзья Сальвадора искренне влюблены в тебя ".
Открытка подписана Пепином Бельо, Федерико Гарсиа Лоркой, Хосе Марией Инохосом, Х. Висенсом, Бенджамином Паленсия, Х. Барнадасом и Хосепом Риголем. Вполне возможно, что все они знали Рамонету через Сальвадора Дали. Как и Луис Буньюэль, сокурсник по Residencia de Estudiantes, который в 1926 году написал посвященный ей рассказ под названием "Ramuneta en la playa".
Статьи по теме:
Истерическая арка (1937) - Сальвадор Дали
Безумный Тристан (ранняя версия)
Write a comment