Монументальная (как в плане исполнения, так и в плане размера) картина "Конный портрет Кармен Мартинес Бордиу" была написана Сальвадором Дали в 1972-ом году.
Эта вещь - свадебный подарок Альфонса де Бурбон-и-Дампьер (внука короля испании Альфонсо Двенадцатого) своей невесте, а заоодно и апофеоз весьма теплых отношений между Сальвадором Дали и, как бы вы думали - самим диктатором Франсиско Франко!
При чем здесь Франко, спросите вы.
Что же, внесем маленькое, но существенное уточнение, после которго все сразу встанет на свои места: Кармен Мартинес, известная как "Карменсита", или "La Nietisima" (что можно перевести как "Внучечка" - любимая внучка диктатора "вся Испании", железной рукой правившего страной вплоть до своей смерти в 1975-ом - Франсиско Франко.
Показательно, что последние штрихи к этой картине, датированной 1972-ым г., Дали добавил несколько позже, и при весьма любопытных обстоятельствах. Это случилось в рамках конференции под названием "Веласкес и я", устроенной Сальвадором Дали в музее Прадо 29 мая 1973 г., в присутствии самой виновницы торжества - Карменситы, и перед одной из бессмертных работ Диего Веласкеса - чувствуете размах и глубокий символизм мероприятия?
Франкистская пресса подробно и широко освещала это событие (да и как иначе?), благодаря чему сохранилось немалое количество фотографий, на которых весьма серьезный и почтительный Дали дает пояснения диктатору относительно замысла и деталей картины.
Отметим, что в этом заказе самым символичным образом объединились настоящая и будущая любови Дали - любовь к диктатору и любовь к монархии. Кому не известно, что после смерти Франко Дали перенес всю мощь своих верноподданических чувств на короля Испании, Хуана-Карлоса Первого и его супругу, причем, в выражении своей горячих чувств к монархии и монархам сделался, если только это возможно, еще более неукротим и неистов!?
И еще более искренен, черт побери! Пытаясь понять мотивы поступков Дали, можно сломать голову - поскольку логического объяснения им, на первый взгляд, не найти. Ведь не мог же умнейший Сальвадор не осознавать в свое время, сколько ненависти и неприязни навлечет на себя непрестаннными восхвалениями диктатора? Дали же, между тем, неустанно пел вождю дифирамбы, зная, сколько шишек будет сыпаться на его замысловатую голову. Зачем? Зачем!? Ведь, вернувшись во франкистскую Испанию, Дали уже был мировой звездой и далеко не бедным человеком. Ему не нужно было превозносить режим, чтобы элементарно выжить. И смерть от расстрела, если он не будет денно и нощно кричать о своей политической лояльности, ему тоже не грозила. Зачем же, в таком случае, он это делал?
Ответ, на мой взгляд, прост и ясен, как утреннее небо над Барселоной. Дали делал это по искреннему велению своей непостижимой души. Дали делал это, потому что ему нравилось это делать. Искренняя и беззаветная любовь к испанскому "богоизбранному", по мнению Дали, властителю, проводившему ту "линию партии", которая как раз отвечала новым политическим и идеологическим приоритетам самого Дали - вот объяснение фанатически-декларативного персонального "франкизма" Дали.
Подчеркну, главное слово здесь - искренность. Это качество, которое всегда было свойственно Дали, и которое способно оправдать многие, без преувеличения, отвратительные его поступки - если не полностью, то хотя бы частично.
Дали был последовательно искренен в своих симпатиях к анархизму, коммунизму, франкизму и монархизму. Когда старая идеология переставала его по тем или иным причинам устраивать, он с отвращением выбрасывал ее, как пару отслуживших перчаток, в урну и тут же обзаводился новой, избранной на основе глубокой личной симпатии.
Это нормально, черт побери: времена меняются, а с ними и люди - сказано еще в древности, и сказано очень верно.
Статьи по теме:
Кадакес, Порт-Льигат и мыс Креус - экскурсия
Театр-музей Дали в Фигерасе и Порт-Льигат
Свяжитесь с нами:
zakharovsergei@mail.ru
Тел, WhatsApp, Viber, Telegram
Write a comment