Портрет Филиппа IV, или "Последний портрет короля Филиппа IV", как явствует уже из названия - действительно последнее изображение испанского монарха, выполненные великим Диего Веласкесом в 1656 году.
Вообще, за карьеру придворного живописца Веласкес написал множество портретов Филиппа и его семьи, однако, вступив в зрелый возраст, король позировал вовсе не так охотно и, было время, целых девять лет вообще не изъявлял желания быть запечатленным. Филиппу не нравились несомненные следы времени, которые нес его облик - а между тем, король, по его собственным признаниям, "вовсе не чувствовал себя настолько старым".
Так или иначе, после "Аллегорического конного портрета Филиппа Четвертого", выполненного в 1645 году, Веласкес написал лишь два портрета монарха, один из которых относится к 1655 году, а другой, о котором идет речь в этой статье - к 1656-му.
Примечательно, что в то же время художник работал над главным полотном своей жизни - картиной "Менины", где, как известно, нашлось место и единственному парному портрету Филиппа со своей второй женой Марианной Австрийской - так что, не исключено, "Последний портрет" появился в рамках подготовительной работы над "Менинами".
Нездорово-бледное лицо короля (аристократический признак), помимо привычных для испанских Габсбургов черт вырождения, причиной чему были постоянные кровосмесительные браки, несет на себе следы очевидной усталости и даже опустошенности.
Причиной того, что в свои пятьдесят Филипп так сильно устал от жизни служили, служили как государственные неурядицы, так и бесконечные трагедии на внутрисемейном фронте. Вообще, период правления Филиппа Четвертого знаменовал собою окончательное падение Испании, которую никто и никогда бы не рискнул уже назвать "величайшей империей мира", каковой она, безусловно, одно время являлась.
Тем не менее, при Филиппе Четвертом Испания только и делала, что теряла. Отделение Португалии, бунты в Каталонии, Вестфальский мирный договор, означавший потерю Соединенных провинций в Нидерландах и грядущую потерю Фландрии; наконец, Пиренейский мир, лишивший Испанию Русильона, половины Серданьи и Артуа...
А добавьте к этому умирающих один за другим детей от первого брака. Единственный наследник, принц Бальтазар-Карлос, смог дожить лишь до 16 лет, после чего скоропостижно скончался, и королю пришлось жениться во второй раз - на невесте своего не дожившего до свадьбы сына - Марианне Австрийской, которая, как водится у Габсбургов, приходилась ему племянницей....
Забегая вперед, скажем: этот брак в плане наследников также оказался несчастливым. Трагически-усталый облик Филиппа напрямую может быть связан и с тем, что он не питает больших надежд на продложение рода. Так и вышло. Через год после написания "Последнего портрета" у Филиппа и Марианны Австрийской родился сын, которого нарекли Фелипе Просперо, и Веласкес даже усел написать его портрет в двухлетнем возрасте - с зоркостью большого мастера подметив, что Фелипе - не жилец на этом свете.
Так и вышло - в 1661 году Фелипе Просперо умер, а еще один сын короля Филиппа - Карл Второй, собравший в себе весь список известных на тот момент болезней, стал последним Габсбургом на испанском престоле. На нем испанская линия прервалась, и страной в дальнейшем правили (и правят до сих пор) Бурбоны.
Все эти уже случившиеся и еще грядущие невзгоды наложили несомненный отпечаток на внешность короля Филиппа - в том числе и поэтому, при всем своем уважении к Веласкесу, далко выходившему за рамки дворцового этикета, король больше не хотел, чтобы Веласкес создавал его портреты. Видеть со стороны свое истинное несчастное лицо, запечатленное рукою гения, было явно выше его сил.
В наши дни картина "Последний портрет короля Филиппа Четвертого" (47 х 37 см, холст, масло) находится в Лондонской Национальной Галерее.
Музей Прадо. Быть в Мадриде и не посетить музей Прадо - всё равно что приехать в Барселону и не увидеть Саграда Фамилия. Национальный музей Прадо - один из крупнейших музеев европейского искусства в мире, а заодно и один из самых посещаемых! По статистике 2019 года, посетителями Прадо стали свыше 3,5 млн человек! Причина такой популярности? Конечно же, бесценные коллекции музея.
Самое полное в мире собрание работ Веласкеса, Эль Греко, Гойи, Босха, Сурбарана, Мурильо; шедевры Рафаэля, Ботичелли, Тициана, Караваджо, Веронезе, Брейгеля, Ван Дейка - и список этот можно продолжать бесконечно. Что ни имя - то титан, что ни картина - то шедевр!
В этих драгоценных россыпях легко потеряться - вот почему мы рекомендуем воспользоваться услугами грамотных профессиональных гидов и заказать экскурсию по музею, в ходе которой Прадо раскроется перед вами во всей своей чарующей полноте:
Write a comment