Носорог в кружевах (1956) — городская скульптура работы Сальвадора Дали, расположенная в испанском муниципалитете Марбелья.
Скульптура заняла свое место на кольцевой развязке рядом с фешенебельным испанским курортом Пуэрто-Банус после того, как щедрый бизнесмен Лоренцо Санс пожертвовал эту работу Дали мэрии Марбельи. Скульптура из бронзы весом 3600 кг изображает "кружевного" носорога, играющего с парой морских ежей.
Для создания фигуры животного было взято за основу чучело детеныша носорога, ныне выставленное в Музее естественных наук Эль-Кармен-де-Онда (Кастельон). Но это "ныне" - а в свое время, в конце 50-хх, чучело было выполнено по заказу Сальвадора Дали его приятелем-таксидермистом Жозепом Палау.
Что до "исходного материала" для чучела - им послужила туша детеныша носорога, издохшего в Зоопарке Барселоны.
Дали на Королевской площади в Барселоне верхом на чучеле носорожьего детеныша - своем свежеполученном заказе, в окружении озадаченных детей
Кроме того, художник вдохновлялся известной гравюрой великого Альбрехта Дюрера 1515 г.
Всё это хорошо, всё это великолепно - но почему "Носорог в кружевах"? Для того, чтобы стала понятна мотивация Дали при создании столь своеобразной работы, потребуются некоторые пояснения.
Во-первых, Дали всегда с трепетом относился к творчеству нидерландского художника Яна Вермеера, считая его величайшим живописцем мира - после, разумеется, Веласкеса. Это преклонение уходит корнями в детство Сальвадора. Отец художника имел в своем кабинете репродукцию «Кружевницы», картины Вермеера, написанной примерно в 1669 году, и малютка Дали мог регулярно восхищаться непревзойденным мастерством голландца. Это преклонение Дали, мало кого почитавший, пронес через всю жизнь.
А во-вторых, Дали был просто одержим носорогами, а точнее, носорожьми рогами. В начале 50-х годов малоизвестный поэт Эммануэль Лютен (большой почитатель таланта Дали) преподнес каталонцу неожиданный подарок — рог носорога. "Этот рог спасет мне жизнь!" — воскликнул донельзя довольный Дали, обращаясь к Гале.
Сам не зная почему, Дали был жутко возбужден и обрадован этим подарком. Вскоре рог носорога занял прочное место в списке символов, навязчивых идей и маниакальных увлечений Дали, появившись в двух картинах 1950 года: втором вариант "Мадонны Порт-Льигата" и "Дезинтеграции носорога".
Носорог Дюрера
Позже, 5 июля 1952-го года, Сальвадор Дали осознал, что его необъяснимое предчувствие в связи с подарком начинает сбываться: он обнаружил, что Христос, над изображением которого он тогда работал, "состоит" из носорожьих рогов! "Потрясенный своим открытием, я упал на колени, как настоящий безумец", — записал Дали в дневнике.
Рог носорога быстро сделался одним из фетишей Дали, воспринимавшим его как безусловный фаллический символ и самое совершенное творение природы, ибо рог носорога, считал Дали, являет собой "идеальную двойную логарифмическую спираль".
Говоря о "двойной спирали", Дали, конечно же, имел в виду строение молекулы ДНК. Хотя впервые молекулу ДНК открыли еще в 1930-ом, общественный интерес к ней по-настоящему проснулся в 1953-ом, после того, как ученые Крик и Уотсон опубликовали результаты своих исследований, в которых содержалось описание двойного спиралевидного строения молекулы ДНК.
Разумеется, Дали, внимательно отслеживавший все новое в мире науки, не мог пройти мимо этого знаменательного события. Странным образом, как видим, строение молекулы ДНК лишь укрепило его железную веру в то, что рог носорога - лучшая и самая совершенная форма, созданная Матушкой-природой.
Так началась великая "носорогомания" Сальвадора Дали. Он стал находить рога носорогов во многих своих картинах, даже в созданных гораздо раньше. Он обнаружил два рога в сланцево-слюдяных скалах мыса Креус и в верхнем выступе камня — Великого Мастурбатора. Дали понял: форма носорожьего рога — это геометрическая основа изображения любого объекта!
Приблизительно в то же время Дали посетило внезапное озарение, что "Кружевница" обожаемого им Вермера также состоит из рогов носорога. К великому удивлению служительниц Лувра, где художнику разрешили сделать копию, Дали создал не одну, а две копии.
Первая была вполне классическим вариантом знаменитого (и очень небольшого по размерам) полотна Вермеера, а вторая - как раз тот самый "Параноико-критический вариант "Кружевницы" Вермера, о котором мы беседуем. Используя терминологию самого Дали, его можно назвать не иначе, как "Оносороженнной Кружевницей Вермера".
Позже Дали прокомментировал: "Эти рога — единственные в царстве животных — сконструированные в точности, как и на этой картине, в соответствии с совершенной логарифмической кривой. Это логарифмическое совершенство направляло руку Вермера, когда он писал "Кружевницу".
Новооткрытая носорогомания Дали привела к очередному кинопроекту, получившему название "Удивительная история "Кружевницы" и носорога". Для работы над картиной Дали нанял Робера Дешарна — молодого фотографа из Невера (Франция), с которым незадолго до того познакомился в Париже. Съемки фильма велись между 1954 и 1961 годами, причем, часть их проходила "на натуре" - в зоопарке "Венсан", где, по задумке Дали, надлежало заснять одного из носорогов с прекрепленной к его рогу репродукцией "Кружевницы".
Фильм, однако, так никогда и не был закончен. Зато его "побочным продуктом" стала обсуждаемая нами скульптура.
Статьи по теме:
Write a comment