Конный портрет Карла V (1548) кисти великолепного Тициана призван увековечить победу Карла V в битве при Мюльберге, которая закончилась победой Карла - императора Священной Римской Империи и короля Испании.
Победа в битве при Мюльберге означала и победу во всей Шмалькальденской войне, ставшей первым крупным вооруженным конфликтом католиков и протестантов. Католики под предводительством Карла победили - и потому у императора грозный и в то же время умиротворенный вид - он достиг своей цели и заслужил краткое отдохновение на полном тягот пути монарха.
Используя свою излюбленную теплуют цветовую гамму, Тициан изобразил императора-победителя вооруженным полупикой (оружие бойца легкой кавалерии) и массивным пистолетом с колесным замком.
Украшенные золотой насечкой доспехи Карла были изготовлены Дезидериусом Хельмшмидом приблизительно в 1545 году и имеют изображение Богородицы с младенцем на нагруднике - как и на предыдущих доспехах Карла, изготовленным в 1531-ом.
Темный жеребец, занимающий большую часть картины, настолько гармонирует с ласкающими глаз зеленовато-золотистыми тонами пейзажа, что кажется почти незаметным. Внимание зрителя в первую очередь привлекает фигура императора - в том числе, и по той причине, что она является самым светлым пятном картины.
Конечно же, главное внимание привлекает лицо модели. Со свойственным ему талантом Тициан смог передать глубокую и неустанную внутреннюю работу, которая неустанно совершалась внутри мозга Императора. Напомним, Карл в момент написания картины - крупнейший государственный деятель Европы, внесший наибольший вклад в историю своего времени.
Король Испании, король Германии, император Священной Римской Империи (последний из императоров, коронаванный римским папой и последний из императоров, отпраздновавших в Риме триумф) - этот человек познал всю полноту земной власти, достиг мыслимых и немыслимых пределов могущества, и потому, должно быть, на картине Тициана у него несколько отрешенный вид.
Глядя на это лицо, понимаешь, почему восемь лет спустя этот человек отречется от власти и удалится в монастырь Юсте близ Касереса, где и проведет остаток земных дней.
Интересно, что первый опыт общения Тициана с Карлом V был куда менее удачным. В 1530 году Карл приехал короноваться в Болонью, и ему рекомендовали и представили Тициана, бывшего тогда в большом почете при Мантуанском дворе.
Именно тогда художник написал первый портрет императора, который до наших дней не дошел. Известно, однако, что Карл предложил Тициану вознаграждение размером всего в один дукат - из чего можно сделать вывод, что портрет Карлу не понравился. Известно также, что Федерико Гонзага, герцог Мантуи, вынужден был выложить из своего кармана еще 149 дукатов - чтобы труд Тициана не остался неоплаченным.
Тем не менее, в 1532 Тициан написал еще один портрет Карла с собакой, а затем получил заказ на самую удачную работу с изображением Карла - обсуждаемый нами конный потрет. Работа получилась великолепной и была подарена сестре Карла V Марии Австрийской, сделавшись своеобразным символом могущества Габсбургов.
С 1827 года этот крупномасштабный холст (335 х 283 см) украшает музей Прадо в Мадриде.
Музей Прадо. Быть в Мадриде и не посетить музей Прадо - всё равно что приехать в Барселону и не увидеть Саграда Фамилия. Национальный музей Прадо - один из крупнейших музеев европейского искусства в мире, а заодно и один из самых посещаемых! По статистике 2019 года, посетителями Прадо стали свыше 3,5 млн человек! Причина такой популярности? Конечно же, бесценные коллекции музея.
Самое полное в мире собрание работ Веласкеса, Эль Греко, Гойи, Босха, Сурбарана, Мурильо; шедевры Рафаэля, Ботичелли, Тициана, Караваджо, Веронезе, Брейгеля, Ван Дейка - и список этот можно продолжать бесконечно. Что ни имя - то титан, что ни картина - то шедевр! В этих драгоценных россыпях легко потеряться - вот почему мы рекомендуем воспользоваться услугами грамотных профессиональных гидов и заказать экскурсию по музею, в ходе которой Прадо раскроется перед вами во всей своей чарующей полноте:
Write a comment