Портрет Льва Х с двумя кардиналами - Рафаэль

Портрет Льва Х с двумя кардиналами - Рафаэль

Портрет Папы Льва X с двумя кардиналами (Leone X tra i cardinali Giulio de 'Medici e Luigi de' Rossi - ит. ) - великолепная картина итальянского художника эпохи Возрождения Рафаэля Санти, датируемая 1518-1519 гг. Эта крупная вещь (155 х 118 см; дерево, масло) с 1589 года хранится в галерее Уффици во Флоренции и заслуженно считается одним из главных шедевров коллекции.

 

Впрочем, может ли картина Рафаэля являться "не шедевром"? Тем более, что это, возможно, единственная работа Санти последнего периода, которую он полностью написал самостоятельно, без участия учеников. На картине изображен покровитель и заказчик Рафаэля Папа Лев X с двумя кузенами, кардиналами Джулио Медичи (будущим Папой Климентом VII) и Луиджи Росси (справа).

Этот «групповой портрет» (который в свое время произвел фурор из-за отсутствия прецедентов) сосредоточен на центральной фигуре Папы. Два кардинала, Луиджи Росси, справа от Льва Х (его заостренные черты, смоделированные сильным эффектом светотени, по технике исполнения напоминают работы Джулио Романо) и Джулио Медичи представлены в виде своего рода охранников папы, что должно напомнить зрителю о случившмся в то время заговоре кардинала Петруччи, который был раскрыт, а самого Петруччи, врага Льва Х, приговорили, естественно, к смертной казни.

Раскрытый, ярко освещенный молитвенник лежит на столе перед Львом Х, который держит увеличительное стекло, намереваясь заняться чтением. Справа от него столе расположился богато украшенный колокольчик.  

Эти предметы введены Рафаэлем в композицию для того, чтобы раскрыть изысканные вкусы Папы Льва, который, как известно, был активным и щедрым покровителем искусств. Навершие кресла в форме шара напоминает о шарах на гербе рода Медичи, коих там целых шесть. А шары, украшающие герб Медичи, по одной из версий, символизируют пилюли, продажа которых была источником дохода первых Медичи, а по другой - костяшки счетов, напоминая о занятиях семейства финансами и ростовщичеством. 

Возможно, этот портрет удивит тех, кто связывает имя Рафаэля только с прекрасными девственницами, Мадоннами и идеализированными фигурами классического мира. В надутой и несимпатичной физиономии папы нет ничего идеализированного.

Папа недоволен и обеспокоен, что не удивительно: в то время, среди прочих происков врагов, на него особенно активно нападал Мартин Лютер, критикуя Льва за безудержную торговлю индульгенциями. С другой стороны, деньги от продаж индульгенций предназначались не только на удовлетоворение персональных запросов папа, но и на стротельство собора Святого Петра - которое после смерти Браманте Лев Х доверил именно Рафаэлю.

Так или иначе, картина Рафаэля замечательно передает общую атмосферу богатства, заговоров, козней и интриг, всегда свойственную папскому двору. 

И, конечно же, нельзя не отметить (как, впрочем, и всегда) изумительное мастерство, с которым написан этот шедевр. Лучше всего это сделал Вазари:

"Фигуры в этой картине кажутся не изображенными, а выпуклыми и круглыми. Здесь и пушистая ворсистость бархата, и звонкие шелестящие переливы атласа на папе, и нежный трепет шерстинок на меховой опушке, и золото и шелк, изображенные так, что это уже не краски, а доподлинное золото и шелк; здесь же и пергаментная книга с миниатюрами, которая живей самой жизни, и несказанно прекрасный серебряный колокольчик. 

И в числе всего прочего здесь и полированный золотой шар на спинке папского кресла, в котором как в зеркале (таков его блеск) отражаются и оконные проемы, и плечи самого папы, и окружающее его помещение; и все это выполнено с такой тщательностью, что ни один мастер не сделает, да и не сможет сделать это лучше."

Наш авторский путеводитель по Театру-музею Дали:

Путеводитель по Театру-музею Сальвадора Дали

Write a comment

Comments: 0