"Рамон Касас и Пере Ромеу в автомобиле" -Рамон Касас (1901). Масло, холст (208 x 291 см.)Национальный художественный музей Каталонии, Барселона (Испания).
В 1897 году великолепный каталонский художник-модернист Рамон Касас написал получившую широкую известность картину "Рамон Касас и Пере Ромеу на тандеме", украсившую интерьеры знаменитого, сохранившегося в Барселоне и по сей день кафе-ресторана "Четыре Кота" (Els Quatre Gats - места встреч каталонских модернистов, одним из отцов которого был Рамон Касас, а управляющим и владельцем этого свербогемного барселонского вертепа являлся Пере Ромеу - высокий и тощий, всегда выглядевший неряшливым человек, напропалую пивший, куривший, употреблявший, но считавшийся при этом одним из самых заядлых "спортсменов" города Барселона.
Касас и Ромеу были друзьями, имевшими много общего. Касас, например, обожал автомобили и был владельцем едва ли не первого в Барселоне частного авто - и точно такой же страстью к железным бензиновым монстрам страдал и Ромеу, который после того, как "Четыре Кота" разорились, стал владельцем автомастерской и даже принимал участие в автогонках.
В 1901, когда на смену "крестьянской лошадке" 19 века пришел автомобиль, воплощавший в себе всё самое передовое из придуманного человеческой цивилизацией, Касас ощутил потребность обновить программное полотно кафе-ресторана, что с присущим ему блеском и исполнил, написав картину "Рамон Касас и Пере Ромеу" в автомобиле.
На новом полотне Касас и Ромеу приобрели окончательно богемный облик, что в полном мере касается и фокстерьера по имени Зием - любимого пса Касаса, морда которого периодически мелькает и в других произведениях художника.
Эстетически и стилистически картина следует постулатам своей предшественницы сзхематично изображенные силуэты, упрощеннвый и четкий рисунок, отменное чувство юмора и явное ощущение работы, "расказанной рекламным языком", опережающим собственно поп-арт на несколько десятилетий.
Удивляться "рекламному стилю" не стоит - Касас, помимо прочих своих дарований и достоинств, был выдающимся мастером плакатного жанра, что замечательно просматривается в обеих картинах.
Однако в новой вещи, в отличие от предыдущей, Касасу куда лучше удалость передать ощущение стремительного движения - за счет "летящего назад" изображения листьев и полного отсутствия спиц в колесах авто: по той причине, что колеса крутятся с поистине неуловимой для глаза скоростью.
В наши дни оба шедевра Касаса можно увидеть в одном из залов Национального художественного музея Каталонии, а в кафе "Четыре Кота" находятся отличного качества копии.
Статьи по теме:
Сардана ведьм (1918) - Сальвадор Дали
Этюд обнаженной (1925) - Сальвадор Дали
Дионис, выплевывающий цельный образ Кадакеса на кончик языка трехэтажной гаудианской женщине
Write a comment