Картина "Дохлая птица" (35 х 57 см; холст, масло) была написана Сальвадором Дали в 1928-ом, "предсюрреалистическом" году и в настоящий момент принадлежит мэрии Фигераса, но находится на правах займа в постоянной экспозиции Театра-музея Сальвадора Дали, в зале "Рыбные лавки". Может быть, это и не бог весть какой шедевр, в особенности, на фоне настоящих шедевров, коими изобилует Театр-музей - однако интересна эта вещь своим абсолютным сходством с работами еще одного знаменитого каталонца: Жоана Миро, под сильным влиянием которого находился в этот период молодой Дали.
Миро, уехавший искать творческого "фарта" в Париж в 1919-ом, после провальной выставки его работ в Барселоне, проникся идеями сюрреализма уже в 1924-ом году, после выхода "Манифеста" Андре Бретона. Под влиянием идей сюрреалистов Миро забросил свои попытки писать в условно реалистичной манере, и начал творить, взяв за основу свои богатые галлюцинации вечно голодного человека (долгое время быт Миро был совершенно не устроен в финансовом плане).
Приехав в первый раз в Париж (это случилось в апреле 1926-го) Дали непременно должен был увидеть работы Миро в Галерее сюрреалистов, или Галерее "Пьер". Кроме того, он был знаком с репродукциями работ Миро, напечатанными в журнале "Сюрреалистическая революция" - и был весьма впечатлен ими.
В оличие от Пикассо, который был старше Дали на 23 года и, скажем, в том же 1926-ом воспринимался каталонцем как бог живописи во плоти (к тому же, Пикассо уже состоялся как художник и зарабатывал хорошие деньги) - в отличие от Пикассо, Миро был лишь одиннадцатью годами старше Сальвадора, Миро, как и Сальвадор, был беден, Миро, как и Сальвадор, был страстно влюблен в кусочек своей маленькой родины (Дали обожал Кадакес, Миро - семейную ферму в Монт-Ройч под Таррагоной) - иными словами Миро гораздо больше, чем Пикассо, подходил на роль старшего товарища, и, разумеется, соперника.
Тем не менее, работами Миро молодой Дали восхищался - и подражание Жоану прекрасно просматривается во многих работах Дали этих лет - в том числе, и в картине "Дохлая птица", которая, кажется, были и написана Миро, а не Дали.
Точно так же влияние Миро прослеживается и в картине "Мед слаще крови" (в наши дни сама картина утрачена, зато сохранился прекрасный этюд к ней, который лучше оригинала). Миро любил рисовать пляжи ("Каталонский пейзаж", "Карнавал Арлекино") и населять их разными предметами, тварями и людьми, что мы наблюдаем в "Меде слаще крови" Дали.
Однако важнее другое: в 1927-ом Жоан Миро, не сомневавшийся в таланте Сальвадора Дали взял никому не известного за пределами Испании молодого провинциала под свое покровительство. В частности, в середине сентября 1927-го Миро специально приезжал из Барселоны в Фигерас со своим парижским агентом Пьером Льеобом, чтобы показать последнему работы Дали.
Кроме того, Миро попросил Дали прислать ему побольше фотографий своих картин перед тем, как он (Миро) вновь соберется в Париж (каждый год Жоан возвращался из Парижа пожить немного в своем обожаемом Монт-Ройч возле Таррагоны) - для того, чтобы в Париже Миро мог показать работы Дали "нужным" людям.
И Миро выполнил обещание - он действительно очень многое сделал для продвижения работ Дали на совершенно чужой для Сальвадора территории - в Париже. Не менее важной была и моральная поддержка Миро, которая невероятно мьотивировала Дали и вселяла в него надежду, что "всё получится". Приведем фрагмент одного из писем Миро Сальвадору, написанного им в декабре 1927-го.
"Без сомнения, вы очень талантливы, и вам уготовано блистательное будущее в Париже.
Я получил письмо от Пьера, он тоже под сильным впечатлением и, наверное, свяжется с вами.Ранее он писал мне, что передал некоторые из ваших фотографий Кристиану Зервосу из "Cahiers d'Art". Я думаю, мы уже всё подготовили, вам необходимо только постоянно и упорно трудиться. Послали ли вы свои последние работы Пьеру?
Сделайте это. Я бы хотел сохранить фотографии у себя, для того чтобы лично показывать другим людям. Перед моим отъездом я бы попросил вас выслать фотографии работ других периодов или выражающих иные душевные состояния. Мне кажется, очень важно, чтобы о них тоже узнали. В заключение совет — продолжайте двигаться вперед, но не торопитесь. С надеждой, что у вас все в порядке, искренне рад быть вашим другом и партнером. Всегда ваш, Миро". (источник)
Исходя из вышесказанного, становится понятным, почему (помимо собственно художественных достоинств работ Миро) Дали находился под таким сильным влиянием "старшего товарища", уважение к которому сохранил на всю жизнь.
Картина "Дохлая птица" (разумеется, вторичная после "оригиналов" Миро) интересна нам именно в этом плане, равно как и тем, что позволяет в очередной раз вспомнить о высоких человеческих достоинствах Жоана Миро, творчество которого для нас по-прежнему остается загадкой.
Статьи по теме:
Write a comment