"Коронация Наполеона", написанная знаменитым Жаком Луи Давидом в 1805 - 1808 годах - еще один шедевр Лувра, не увидев который, вы, увы, не сможете с чистой совестью воскликнуть: "Да, я был в Лувре и видел всё, что заслуживает внимания!"
Впрочем, мимо этой картины, выставленной в 75-ом зале галереи Денон, вы в любом случае не пройдете: для этого она слишком велика! 621 х 979 см - оцените размеры холста!
Кстати, под стать холсту и название. "Коронация Наполеона" - это сокращенный вариант для плебеев. Полное название этой громадины не менее грандиозно, чем сама картина: "Коронование императора Наполеона I и императрицы Жозефины в соборе Парижской Богоматери 2 декабря 1804 года".
Давид, находившийся в чудесных отношениях с Наполеоном, получил ценные указания на предмет будущей картины уже в сентябре 1804-го, а через две с половиной недели после самого события, растянувшегося на пять часов, приступил к ее написанию, растянувшемуся на два с лишним года. Известно, что в качестве своеобразного образца для подражания Давид избрал "Коронацию Марии Медичи" Рубенса.
Интересно, что мать Наполеона на церемонии не присутствовала, однако Бонапарт, презрев историческую истину, попросил художника изобразить ее в самом центре композиции - что Давид послушно и исполнил.
Этот поступок характеризует Наполеона как нежного и любящего сына, невзирая на некотороую кровожадность "Маленького Капрала"по отношению к остальному человечеству. Вообще, Жак луи Давид написал и еще одну картину, посвященную этому историческому событию: "Раздача орлов", находящуюся ныне в Версале.
Конечно, может возникнуть вопрос: зачем Наполеону вообще понадобилась сугубо религиозная церемония интронизации и коронации? 18 мая 1804 он и так был провозглашен императором и мог наслаждаться полнотой ничем не ограниченной власти сколько ему заблагорассудится. Зачем же все эти "французские церемонии"?
Ответ прост: Бонапарт хотел, чтобы "всё было как у людей". Ему, его новой династии, его новому дворянству нужна была легитимность, в чем-то аналогичная прежней, и в то же время кардинально от нее отличавшаяся.
Низложив старую монархию, Наполеон не мог, не хотел и не собирался пользоваться ее освященными веками ритуалами - ему нужны были новые, собственные, свои, которых не было. Другой бы, пожалуй, впал в уныние, или начал орать на подчиненных, требуя от них немедленного исполнения этой весьма неопределенной задачи - другой, но только не Наполеон: иначе он не был бы великим!
Понимая, что лучше, чем он сам, с этой задачей не справится никто, Бонапарт попросил Жозефину "погулять часок в саду", а сам, уединившись в кабинете, принялся творить. Традиционная коронация королей Франции в Реймсском соборе архиепископом Реймса тут же "полетела в топку". Никакого Реймса - и никакого Архиепископа!
Он, Наполеон, будет короноваться в... в... в Соборе Парижской Богоматери, точно! А короновать его будет... будет... да сам Папа Римский Пий VII, вот кто! Так Папа же в Риме - ну и что? Пущай приедет - чай, не сахарный, не развалится! И, забегая вперед, скажем: Папа действительно приехал! Сложно, честно говоря, не приехать, когда тебя просит об этом сам Наполеон!
Определившись с главными вопросами: "кто и когда", Наполеон быстро и ловко надергал больших и малых традиций из разных эпох и культур - от римлян до каролингов - и объединил этот разношерстный набор в ужасающий по своей пышности церемониал. Как и всякий человек, рожденный в постыдной бедности, Наполеон инстинктивно тянулся к роскоши, граничащей с развратом.
Достаточно сказать, что его бархатно-горностаевая мантия, расшитая золотыми пчелами, весила 36 кг, и чтобы император мог хоть как-то в ней передвигаться, потребовалась помощь четырех сановников.
Лавровый венок, листья которого были сделаны из чистого золота, оказался настолько тяжелым, что шея Наполеона не справлялась с нагрузкой, и "увенчанная" голова все время заваливалась набок. Да и шутка ли - в венке было 44 крупных и 12 малых лаврово-золотых листьев, шесть из которых все-таки пришлось, по указанию Наполеона, удалить. Кстати, в 2017 году один из этих листиков весом 6 гр был продан за 625 000 евро!
Платье Жозефины, также расшитое золотой нитью, оказалось таким неподъемным, что три сестры Наполеона, кряхтя и охая, тащили за Жозефиной увесистый шлейф, рискуя каждую секунду уронить его себе на ноги и покалечить пальцы. Одним словом, коронация удалась на славу - что и запечатлел на своей великолепной картине Давид!
"Коронация Наполеона" оставалсь в собственности художника вплоть до его бегства из Франции, приключившегося после падения Наполеона. Далее она находилась в Королевских запасниках, после в Версале и, наконец, в 1899 году была передана в коллекцию Лувра, украшением которой служит и по сей день!
Статьи по теме:
Write a comment