Священное сердце - Сальвадор Дали (1929)

Священное сердце - Сальвадор Дали

Знаете ли вы, что у Сальвадора Дали есть картина, из-за которой он лишился родных и был изгнан из отчего дома? Конечно, причиной полного разрыва с семьей послужили и другие обстоятельства (точнее, одно довольно хрупкое, но крайне веское "обстоятельство" по имени Гала) - однако последней каплей, переполнившей чащу терпению отца Сальвадора Дали и подтолкнувшей его к самым решительным действиям, стала именно картина, о которой мы собираемся вам рассказать. 

 

Картина эта была написана Дали в 1929-ом году и называется "Священное сердце". При полном отсутствии художественных достоинств эта вещица произвела в биографии Сальвадора Дали эффект разорвавшейся бомбы, и, кроме того, способствовала созданию имиджа художника, как человека черствого, цинично и совершенно бесчувственного - против чего, кажется, Дали нисколько не возражал. Но - обо всем по порядку. 

С 20 ноября по 5 декабря 1929-го в галерее Шарля Гоэманса в Париже прошла персональная выставка Дали, имевшая определенный успех. Среди представленных работ были такие замечательные вещи, как "Мрачная игра", "Великий мастурбатор", "Портрет Поля Элюара", "Первые дни весны", "Просвещенные удовольствия" - и были вещицы откровенно проходные, такие, например, как "Священное сердце" (холст, чернила), где Дали изобразил силуэт Иисуса Христа с благословляющим жестом и нимбом, а внутрь этого кое-как обозначенного контура помести на французском языке фразу следующего содержания: "Иногда, ради удовольствия, я плюю на портрет собственной матери".  

Этот поступок, скорее всего, был продиктован общим для всех сюрреалистов стрмление шокировать публику и всячески ниспровергать устоявшиеся нормы и ценности буржуазного общества, такие, как религия и институт семьи. 

15 декабря в барселонской "La Gaceta Literaria" появилась статья известного критика Эухенио д"Oрса, в которой он, признавая большой талант молодого Дали, всячески критиковал художника за стремление к постоянному эпатажу и, в частности, за надпись на картине "Священное Сердце", которая, по мнению критика, являлась возмутительной. 

Статья эта, можно не сомневаться, попала в руки отца Сальвадора Дали, что и привело к разрыву, свидетелем финального акта которого стал друг Дали Луис Буньюэль, приехавший в Фигерас, чтобы продолжить совместно с Сальвадором работу над фильмом "Золотой век". 

По словам Буньюэля, явившись к Дали, он застал следующую сцену: отец Дали, пыхтя от яростных усилий, буквально выбросил Сальвадора из дома, продолжая оскорблять его при этом, и, в конце концов, заявил, что "больше не желает видеть эту свинью в своем доме".  

Чтобы понять ярость старшего Дали (которого тоже, кстати, звали Сальвадором) нужно принять во внимание два обстоятельства:

1) мама Дали, донья Фелипа, женщина любящая, мягкая и с большим сердцем,  умерла, когда Сальвадор был еще подростком, и светлую память о ней семья хранила трепетно и свято - потому поступок Сальвадора и был расценен его родными как самое гнусное предательство из всех возможных.

2) отношения Дали с родными и без того были очень сложными: в жизни его возникла Гала, категорически родственниками художника не принятая - однако художник, невзирая на давление со стороны отца, упорствовал в своем выборе и от Галы отказываться ни в коем случае не собирался. 

В том состоянии хрупкой и тревожной неопределенности (ведь всем было понятно, что ситуация должна разрешиться в ту или иную сторону) достаточно было любого повода, чтобы нарушить временное перемирие. А уж такой повод, как мы описали выше, вызвал самый настоящий взрыв, свидетелм которого и стал Буньюэль. 

В письме к Федерико Гарсиа Лорке отец Дали описал случившееся следующим образом:

"Не знаю, в курсе ли вы, что я вынужден был вышвырнуть своего сына из дома. Эта крайняя мера, чрезвычайно болезненная для всех нас, была необходима ради спасения чести семьи. На одной из своих картин, выставленной в Париже, он написал наглые слова, низко оскорбив память матери: "Я плюю на свою мать". Я решил, что он был пьян, когда писал это, и потребовал объяснения.

Но он не соизволил объясниться, чем вновь оскорбил всех нас.

 

Он — жалкий, невежественный и невыносимый педант, к тому же абсолютно бессовестный. Он думает, что знает все на свете, однако даже не умеет правильно писать. Впрочем, вы знаете его лучше, чем я. Он опустился до того, что позволяет себе жить на деньги замужней женщины, которая по попустительству и даже с одобрения своего мужа держит его под рукой, пока не найдет что-нибудь получше. Можете себе представить. как вся эта мерзость огорчает нас..."

Как видно из письма отца Дали, не только оскорбление памяти усопшей жены, но, прежде всего, наличие в жизни сына "Ля Мадам" (так отец худоника презрительно именовал Галу) вызывает наибольшее возмущение Сальвадора-старшего. И картина "Священное Сердце", как мы уже сказали, стала последней соломинкой переломившей спинну верблюда. 

Во многом благодаря этой провокационной вещи за Сальвадором Дали и закрепилась слава черствого, бесчувственного и даже аморального человека. Но так ли это на самом деле? Разумеется, так - я не раз уже подчеркивал, что по природе своей Сальвадор Дали, из того, что нам известно, не обладал большими запасами душевного тепла. Однако надпись, сделанная им на картине "Священное сердце", была продиктована совсем другими причинами, а вовсе не бездушностью художника:

1) сюрреалисты в то время совершали кульптурную революцию, целью которой было уничтожить все общепринятые моральные, религиозные, культурные и всякие другие ценности. "Никаких запретов - ни в жизни, ни в творчестве!" - именно так можно сформулировать лозунг сюрреализма. Поступив, как он поступил, Дали всего лишь следовал общей сюрреалистической доктрине - и не более. 

2) Дали в то время был уже кое-чего достигшим, но все еще не востребованным на рынке искусства художником. Стоит ли удивляться, что он использовал любые средства, чтобы заставить говорить о себе и привлечь к себе внимение публики, среди которой, собстенно говоря, и находились его потенциальные покупатели? 

3) И, наконец, третья и, может быть, самая веская причина: Дали, смертельно оскорбленный той ненавистью, которой сходу воспылали его родные в отношении Галы, стремился отомстить им, зная, что оскорбление в адрес доньи Фелипы заденет их по-настоящему - что, собственно, и случилось. 

Несмотря на все вышесказанное, поступок Дали по сути своей остается весьма сомнительным, хотя однозначно доказывает: в вопросах творчества Дали не знал компромиссов, и ради идеи, карьеры и успеха готов был возложить на альтарь его самое святое, что у него было, если не считать Галы - память о любимой матери, смерть которой в свое время стала для него величайшей трагедией. 

Путеводитель по Театру-музею Сальвадора Дали

Write a comment

Comments: 0