Картина "Священное сердце Иисуса" написана Сальвадором Дали в 1962-ом году, когда религиозная тема в его работах еще не исчерпала себя - хотя и претерпела ряд неизбежных трансформаций, начиная с 1950-го г.
Картина была заказана Сальвадору Дали американским филантропом Гарри Дж. Джоном (Harry G. John, 1919−1992) основавшим в свое время крупнейшую в мире католическую благотворительную организацию.
После смерти Джона картина перешла по наследству его родственнице (Erica P. John), которая в 1990-ом году продала ее с аукциона Sotheby’s. Затем картина еще дважды продавалась, и в данный момент находится в частной коллекции.
Всем, кто знаком главным образом с сюрреалистическими работами художника, эта вещь Маэстро Дали (86,5 Х 61 см; холст, масло) может показаться непривычной и даже дикой - ведь никто иной, как Дали призывал в свое время "сжечь и взорвать все церкви в Барселоне", а в бытность свою сюрреалистом отличался особенно непримиримой позицией по отношению к Католической Церкви (вспомним картину "Осквернение гостии", в качестве одного из многочисленных примеров). Ведь было? Было!
Однако "было" во времена бурной молодости художника - а повзрослев, разбогатев, пережив в американской эмиграции 40-ые, Дали вернулся в конце десятилетя в Испанию "католиком до мозга костей", как неустанно заявлял сам художник. Многие (в сущности, все) упрекали художника в том, что он "продался режиму" и, как хамелеон, полностью сменил окрас бывшего ниспровергателя нравственных и религиозных устоев на ренегатские цвета монархо-католицизма под сенью диктатуры Франко, государственными талантами которого Дали восхищался принародно и так рьяно, что даже самому Франко порой делалось неловко.
Оговоримся сразу: Сальвадор Дали такие упреки не любил. Более того - он не переносил их на дух. В качестве иллюстрации приведу один пример из неопубликованных дневников Рейнольдса Морза - главного коллекционера работ Дали, потрясающее собрание работ которого сегодня можно видеть в Музее Дали во Флориде.
Морзу на всю жизнь врезался в память эпизод, случившийся в 1958-ом, после того, как в журнале Art of America была опубликова его статья, в которой Морз утверждал, что искусство Сальвадора Дали вынужено было стать религиозным для того, чтобы художник мог поддерживать хорошие отношения с режимом Франко.
Бедный Рейнольдс Морз! Он и предвидеть не мог разразившейся после этого бури. Дали позвонил Морзу прямо в его дом в Денвере и набросился на него с такой яростью, что Морз, несмотря на наличие между ним и Дали многих тысяч км и целого Атлантического океана, перепугался до смерти.
-Ничтожество! Подонок! - кричал Дали, брызгая в трубку слюной. - Как ты посмел? Никогда, никогда я не занимался живописью с целью под кого-то подстроится или кому-то угодить! Никогда, мерзавец, понял? Процесс исторического развития заставил меня из анархиста стать ултьтраконсерватором, а из атеиста - католиком до мозга костей!
Я остался таким же, как прежде, когда был юношей - ты понял? Это мир вокруг меня до неузнаваемости изменился! И за это нужно сказать спасибо Гражданской войне и атомной бомбе, бестолочь!
Что касается картины "Священное сердце Иисуса" - это далеко не первое изображение Христа в карьере художника. Вспомним такие изумительные, без преувеличения, картины, как "Христос Святого Иоанна Креста", "Распятие, или Гиперкубическое тело", "Вознесение Христа", "Тайная вечеря"... В сравнении с этими шедеврами от образа Иисуса с картины "Священное Седрце" откровенно попахивает поп-артом - однако принцип изображения Сына Божьего во всех этих работах совершенно один и тот же. Суть его определяется замечательный испанским выражением: "Слишком мало Христа, слишком много крови".
Приведу цитату Дали, где он рассказывает о принципах, которыми руководствовался, создавая картину "Христос Святого Иоанна Креста": "...В этом втором сне я увидел картину без анекдотических атрибутов: только метафизическая красота Христа-Бога. ... Мои эстетические амбиции заключаются в том, что полотно противоположно всем изображениям Христа, выполненным современными художниками, которые применили экспрессионистскую манеру, вызывая эмоции через уродство. Моя главная задача заключается в изображении красоты Христа как Бога, в том, что Он олицетворяет..."
Как видим, и в этой картине лишь небольшое, "карманного размера", распятие напоминает нам о страданиях Христа. Мы видим необычайно мускулистого и привлекательного Иисуса, который однозначно подтверждает веру художника в то, что «эротизм - это царственная дорога духа Бога». Перед нами молодой человек в расцвете сил, с густыми и блестящими волосами. Мускулистые руки его вновь напоминают нам "очень хорошо сложенного атлета" - как выразились критики относительно образа Иисуса из картины "Христос Святого Иоанна Креста".
Однако о божественной сути Христа напоминает нам ореол света (нимб) вокруг его волос и лица - нимб, а также тонкий крест, который он держит. Каким бы телесным ни выглядел Иисус, нижняя часть его туловища растворяется в плоской поверхности долины Ампурдан, которая здесь служит тем самым столом, где свершилась Тайная Вечеря, во время которой Иисус воссиял невероятным по силе светом...
Возможно, Сальвадору Дали так и не удалось уверовать сердцем - однако его лучшие работы на тему религии сделали для Католицизма не меньше, чем тысячи проповедей сотен святых отцов, произносимые на протяжении не одного года.
Источник фото: официальный сайт Театр-музея Сальвадора Дали
Статьи по теме:
Write a comment