На экскурсиях мне часто приходится слышать от туристов вопрос: насколько сегодняшний проект Храма Святого Семейства соответствует замыслу давно, как мы знаем, почившего Антонио Гауди? На эту тему я уже писал в одной из статей, упомянув там так называемые "Альбомы Храма", которые служат очень ценным источником информации для нынешних строителей. Поговорим об этих "Альбомах" подробнее.
Духовная Ассоциация Поклоняющихся Святому Иосифу, которая, как известно, и выступила инициатором проекта Храма Святого Семейства в Барселоне, периодически публиковала журнал под названием "Призыв к поклонению Святому Иосифу", призванный донести до 600 000 членов общества последние новости, связанные с религиозной и иной деятельностью ассоциации.
Кроме того, журнал публиковал и новости самого разного плана, связанные с проектом Храма Святого Семейства в Барселоне - начиная от закладки первого камня до закупки различных материалов для строительства или очередной версии макета той или иной части храма, созданного Антонио Гауди.
Именно из "Призыва" - журнала с более широким содержанием - выделились со времени и узкоспециализированные "Альбомы Храма", посвященные целиком и полностью строительству Саграда Фамилия.
Основой задачей этого отдельного издания было информировать членов ассоциации о том, как продвигаются строительные работы и, кроме прочего, за счет реализации "Альбомов", пополнять кассу проекта.
Автором описаний и пояснений в первых выпусках "Альбомов" выступал Думенек Суграньес, ближайший помощник Антонио Гауди, после смерти последнего сменивший его на посту главного архитектора. Впоследствии подготовка материала для издания была доверена Жоану Марти Матлеу - секретарю Совета по Строительству Храма.
И хотя Гауди лично не писал статьи для этих изданий (он был всецело занят самим проектом) - сам факт, что первые выпуски "Альбомов" увидели свет еще при жизни великого архитктора, не оставляет ни малейших сомнений в том, что весь опубликованный материал полностью соответствует букве и духу замысла Гауди.
Зная его дотошность, въедливость и внимание к мельчайшим деталям, можно ни секунды не сомневаться: весь материал, перед тем, как быть напечатанным, проходил тщательную и строгую цензуру со стороны Гауди. Именно поэтому вся информация, содержащаяся в этих "Альбомах", поистине бесценна.
Первый из "Альбомов" увидел свет в 1914 г. и содержал тексты на пяти языках: каталанском, испанском, французском, немецком и английском - что само по себе свидетельствует о том, что интерес к грандиозному проекту Гауди наблюдался не только в пределах Каталонии.
Альбом состоял из 26 страниц, из них 16 центральных были более высокого качества - на них были представлены фотографии, беспристрастно запечатлевшие, на какой стадии находился проект к началу Первой Мировой.
Кроме того, имелись в "Альбоме" и изображения, предвосхитившее тогдашнее состояние работ - башни фасада Рождества с уже возведенными навершиями, и, вдобавок, общий план Храма, каким ему предстоит стать на момент завершения строительных работ.
В 1917 был опубликован второй "Альбом", состоявший уже из 36 страниц - хотя обложка осталась неизменной, точно та кже, как и центральный, предназначенный для фотографий блок.
Однако десять дополнительных страниц содержат очень интересную и важную информацию: планы различных частей Храма, фотографии макетов, позволяющие составить четкое представление об эволюции проекта в восприятии самого Гауди, а также ряд планов Саграда Фамилия в сопоставлении с другими великими храмами Испании и Франции прошлых веков.
Принцип, который использовал для сопоставительного анализа Гауди - совмещение половины сечения Саграда Фамилия с половиной сечения другого храма, избранного для сравнения - очень нагляден, поскольку позволяет прекрасно оценить и конструктивные особенности, и высоту Храма в сравнении с другими всемирно известными жемчужинами церковного зодчества.
Между 1922 и 1925 г.г. выходит третий "Альбом", обложка которого выглядела уже иначе, а объем составил 32 страницы. Количество языков, на которых был продублирован текстовый материал, снизилось до трех (каталнский, испанский и французский), что позволило расширить описательную часть издания, которой посвящены целых 16 страниц.
Другие 16 (центральная часть), снова посвящены фотографиям Храма, а также впервые содержат детальный план Храма в продольном сечении, и плюс к тому - его сравнительный анализ с кафедральными соборами Кельна и Рима.
Четвертый "Альбом", самый полный из всех, был опубликован между 1927 и 1929 г.г. Помимо прочего, он содержал актуализированный рисунок с полным детальным изображением храма, и, кроме того - полный рисунок с подробным описанием деталей фасада Рождества.
Именно четвертый "Альбом" послужил основой для первой книги о Храме Святого Семейства, написанной учеником и сотрудником Гауди, архитектором Исидро Пуйджем-и-Боада, и изданной в 1929 г.
Четвертый "Альбом" и книга Пуйджа-и-Боада и стали самым достоверным источником информации для последующих строителей Храма, позволяющим однозначно сегодня сказать: Саграда Фамилия возводится в полном соответствии с проектом Антонио Гауди.
При написании статьи были использованы материала блога: https://blog.sagradafamilia.org/es/
Статьи по теме:
Свяжитесь с нами:
zakharovsergei@mail.ru
Тел, WhatsApp, Viber, Telegram
Write a comment