Саграда Фамилия - постоянная тема моих записей. Я написал, должно быть, 50, никак не меньше, статей, посвященных истории строительства самого грандиозного проекта Барселоны - Храма Святого Семейства, об архитекторе Антонио Гауди, который в муках выносил и породил это не знающее аналогов дитя, продолжающее расти и сегодня; об интересных фактах, связанных с Саграда Фамилия, и самых инновационных технологиях, которые применяются при возведении Храма сегодня, о дне, когда эту невероятную церковь, наконец, достроят...
Но, как неожиданно выяснилось, среди написанного мною нет ни одной статьи, где сообщалась бы самая общая, элементарная, базовая информация об архитектурном проекте Храма Святого Семейства, как таковом. Размеры, концепция, символическое значение основных элементов...
Почему? Может быть, потому, что эта информация слишком уж "общая и элементарная", в особенности, если учесть, что мне неизбежно приходится рассказывать об этих прописных истинах в ходе каждой экскурсии, посвященной творчеству Гауди...
Однако это вовсе не означает, что эти "прописные истины" известны всем. И знать их для общего представления об этом гранзиозном проекте совершенно не помешает. Так что восстановим справедливость и восполним пробел!
В плане Храм Святого Семейства - пятинефная базилика с трехнефным трансептом, имеющая вполне традиционную, пусть и не ярко выраженную форму латинского креста, и абсидой (полукруглой алтарной частью храма) с 7 часовнями. Длина внутреннего пространства храма - 90 м, длина трансепта - 60 м.
Ширина центрального нефа - 15 м, четыре боковых нефа имеют ширину 7,5 м. Высота центрального нефа - 45 м, высота боковых - 30 м. На средокрестии (месте, где пересекаются центральный неф и трансепт, высота сводов - 60 м, а над абсидой - 75.
Сопоставление этих величин со временем позволило специалистам выяснить величину основного универсального модуля, исходя из которой, Гауди и рассчитывал пропорции Храма. Модуль этот, как выяснилось, равен 7,5 м.
Судите сами: длина нефов - 90 м (7,5Х12); длина трансепта - 60 м (7,5Х8); высота центрального нефа церкви - 45 м (7,5Х6) - и так далее. Кстати, максимальная высота храма - 172,5 м - тоже определена с учетом этого модуля: (7,5Х23).
Попутно отмечу, что внутренние размеры собственно храма не дают представления о масштабе всего комплекса в целом. Добавим объемные фасады с портиками, присоедними опоясывающую храм и являющуюся его неотъемлемой частью крытую галерею клуатра - и получим совсем другие цифры: 117Х82,5 м, что, вкупе с невероятной высотой, делает церковь поистине огромной.
В проекте предусмотрены три фасада: Рождества (Naixement), Passio (Страстей) и Gloria (Славы). Уже из названий их становится понятной главная задумка Гауди: последовательно рассказать нам историю Иисуса Христа, иными словами - воплотить Евангелие в камне. Впоследствии, отметим, задача архитектора сделалась неизмеримо шире, и правомеренее стало говорить уже не о Евангелии, а о Библии в целом.
Каждый из фасадов Храма увенчан четырьмя башнями-колокольнями. Умножаем количество фасадов на число башен в каждом из них: 4Х3 - и получаем сакральное число 12. Конечно же, 12 апостолов, 12 ближайших учеников Христа, каждому из которых посвящена своя башня.
Кроме того, предусмотрены шесть центральных башен, назначение которых иное: они выполняют функции симборрио, или световых фонарей. Над средокрестием - местом, где пересекаются центральный неф и трансепт - возносится монументальная башня Иисуса Христа, высота которой, как мы уже сказали, составит 172,5 м; с четырех сторон ее окружают башни Евангелистов (высота каждой - 135 м), а над абсидой расположилась вторая по высоте башня в проекте - башня Девы Марии (138 м).
Интересно, что высота башен разных фасадов не одинакова. Башни фасада Рождества имеют следующую высоту: центральные - 107 м, боковые - 98,4 м. Башни фасада Страстей уже чуть повыше: центральные - 112,2 м, боковые: 107,4 м. Самыми высокими из всех станут башни-колокольни фасада Славы: центральные: 120 м, боковые - 112,2 м.
Как видим, по мере развития истории Христа увеличивается и высота башен - и, в соотвествии с высотой, увеличивается и значимость апостолов, которым посвящены башни. Что же, без иерархии никуда - ни в религии, ни в архитектуре.
Башни фасада Рождества носят имена апостолов Варнавы, Симона, Иуды Фаддея (не путать с Иудой Искариотом) и Матфея (не путать с Левием Матфеем, или Матфеем Евангелистом). Именно этот Матфей вошел, вместо Иуды Искариота, в число 12 апостолов после предательства Иуды Искариота и Вознесения Христа.
Что до апостола Варнавы, в число апостолов "от 12" также не входившего, его появление здесь обусловлено тем простым фактом, что в проекте, как мы уже говорили, предусмотрены 4 башни Евангелистов, а ведь два из них: Матфей и Иоанн, входили в число апостолов от 12. Поэтому одно из двух появившихся "вакантных" мест в числе двенадцати и занял на фасаде Рождества Варнава.
Башни фасада Страстей посвящены апостолам Фоме, Варфоломею, Иакову (Иакову Алфееву, или Иакову Младшему) и Филиппу.
А вот башни главного из фасадов - фасада Славы, строительство которого пока еще только грядет) носят имена апостолов Петра, Андрея, Иакова Зеведеева (Якова Старшего) и Павла.
Павел, как известно, в число апостолов от 12 также не входит, однако почитается едва ли не более всех прочих - как внесший огромный вклад в становление Христианства. И потому именно Павел занимает второе "вакантное" место апостолов-Евангелистов - Иоанна и Матфея. Таким образом, "внутриапостольская иерархия", следуя математической логике Гауди, ясно выражена в высоте посвященных им колоколен.
Евангелисты Марк, Лука, Матфей и Иоанн значимее апостолов - и, соответственно, выше посвященные им башни. Дева Мария, мать Иисуса, важнее любого из евангелистов - и потому посвященная ей башня на 3 метра выше. А доминирует над всем храмом башня Иисуса Христа, увенчанная огромным крестоцветом.
Как видим, логика, математика, символика и архитектура основных элементов Храма Святого Семейства находятся в неразрывной связи между собой - что, несомненно, является одной из причин невероятного по силе воздействия, которое оказывает это удивительное творение Гауди на посетителей.
Среди основных архитектонических элементов храмового комплекса также следует упомянуть клуатр - церковный дворик, при планировании которого Гауди вернулся к "корням" и в то же время выступил как новатор: он вернул церковному двору его истинную функцию, проистекающую от самого его названия - на латыни глагол claudere означает "огораживать, окружать".
В отличие от античных клуатров, являющих собой, скорее, атрий, или от клуатров средневековых, как правило, примыкающих к одной из сторон храма, крытая галерея церковного дворика Саграда Фамилия действительно окружает церковь, создавая своего рода аналог средневековой оборонительной стены и тем самым отгораживая пространство всего комплекса от городского шума и суеты.
Кроме того, следует упомянуть две сакристии, или ризницы, с площадью основания 18Х18 м высотой в 45 м, размещенных на углах дворика со стороны абсиды. Макет ризницы, выполненный Гауди при жизни стал для нынешних архиекторов образцом при детальной проработке проекта башен Богородицы и Иисуса Христа.
По углам противоположной стороны дворика, обрамляя фасад Славы, будут построены капеллы Крещения и Покаяния.
И, конечно же, нельзя не упомянуть крипту - нижнюю церковь, расположенную под главным алтарем храма. С крипты, собственно, и началось строительство, и когда Гауди пришел на смену Франсеску Вильяру, первому ахритектору Саграда Фамилия, он вынужден был продолжать работу своего предшественника, хотя и привнес в проект крипты свои, достоаточно существенные изменения. Находясь, внутри храма в зоне алтаря, вы можете наблюдать крипту через окна:
Кстати, именно в крипте и похоронен Антонио Гауди - человек, сделавший проект Храма Святого Семейства таким, каким его знает сегодня весь мир.
Автор статьи - Сергей Захаров, совместно с супругой и коллегой Татьяной - создатель экскурсионного бюро "Барселона-Экскурс", писатель. При перепечатке материалов, пожалуйста, указывайте активную ссылку на источник.
Подробнее узнать о наших книгах и купить их можно в разделе "Где и что прочесть". Приглашаем на наши авторские экскурсии, посвященные творчеству Антонио Гауди. Откроем тайны, развенчаем мифы, расскажем правду - обещаем полное погружение в удивительную Вселенную Антонио Гауди!
Write a comment