О том, каким сложным и оригинальным образом создавались скульптуры для фасада Рождества Храма Святого Семейства в Барселоне, мы уже рассказывали.
Скелеты, "одетые" в проволочную сетку, гипсовые слепки, которые снимались с живых, а иногда и мертвых, людей, обязательное наличие какой-либо связи между моделью и библейским персонажем, которого ей предстояло изображать...
Процесс по созданию скульптур был многоступенчатым, трудоемким и крайне серьезным - хотя, разумеется, не обходилось и без забавных моментов. Один из них как раз связан с четырьмя скульптурами ангелов с медными трубами, украшающих фасад Рождества. В конце 19-го века район, где строилась Саграда Фамилия, был, по сути, пустырем, где военные частенько устраивали учения.
Как-то раз солдаты-трубачи долго и пугающе громко упражнялись на своих инструментах прямо напротив мастерской Гауди - в то самое время, когда архитектор беседовал со своим другом, епископом Торрас-и-Баджес.
В конце концов эти назойливые экзерсисы вывели архитектора из себя. Выйдя на крыльцо, Гауди, не стесняясь в выражениях, заорал на трубачей, приказывая им немедленно прекратить игру.
Вскоре после того явился сержант, пожелавший лично убедиться, кто это смеет приказывать его солдатам. Бравый вояка прямиком направился в мастерскую, и лишь присутствие епископа, выступившего в роли миротворца, помогло избежать конфликта.
Закончилось же все тем, что три трубача были предоставлены в распоряжение архитектора в качестве моделей для тех самых ангелов, которые и сегодня прекрасно видны на фасаде.
Но ведь на фасаде присутствуют не три, а четыре ангела! - воскликнете вы. Да, так и есть - и как раз о четвертом, точнее, о человеке, послужившем моделью для скульптуры еще одного ангела, мы и побеседуем чуть подробнее.
Это Рикардо Описсо (1880 - 1966), один из крупнейших рисовальщиков Каталонии той поры, в ярких и талантливых работах которого запечатлена вся жизнь современной ему Каталонии.
В свое время Рикардо Описсо был вхож в богемную тусовку, штаб-квартирой которой являлось знаменитое барселонское кафе "Четыре кота", и поддерживал дружеские отношения с Сантьяго Русиньолем, Рамоном Касасом, Пере Ромеу и, в особенности, с Пабло Пикассо. В 1901-ом, как и многие его коллеги по ремеслу, отправился в Париж, где талантливые рисунки Описсо регулярно публиковались в таких еженедельниках, как Le Pire, FrouFrou, Fantasio.
Вернувшись в Барселону, сотрудничал со многими испанскими и международными журналами, принимал участие в конкурсах в Париже, Мадриде, Нью-Йорке, Буэнос-Айресе - и всякий раз удостаивался той или иной награды. Популярность Описсо в свое время была огромна, он являлся одним из самых востребованных мастеров рисунка, и редкий журнал выходил без его иллюстраций.
Однако мало кто знает, насколько сурова и аскетична была жизнь этого жизнерадостного и успешного, вовсе не чуждого разнообразных пороков и грешков человека в возрасте от 12 до 19 лет.
Причина тому проста - в эти годы Рикард Описсо находился при Антонио Гауди, выполняя функции рисовальщика, чертежника, модели, и вообще - что называется, "мальчика на побегушках". Отец Описсо упросил Гауди взять мальчугана на работу, когда тому было всего 12 лет, однако уже в этом возрасте он проявлял явный талант в рисовании.
Гауди удовлетворил просьбу папаши - и, кажется, даже с избытком. Он взял полное шефство над мальчиком, дабы уберечь его от соблазнов этого мира и наставить на путь истинный. Мальчуган, находясь под опекой гениального архитектора, вынужден был вкалывать с утра до ночи.
Ему приходилось не только рисовать и чертить, но и чистить архитектору обувь, прибираться в мастерской, бегать за покупками и даже делать чучела животных, которые впоследствии служили моделями для соотвветствующих скульптур на фасаде Рождества.
Уже в зрелом возрасте, в интервью газете La Vanguardia Описсо жаловался, что детства и отрочества у него, по большому счету, не было, поскольку вся его тогдашняя жизнь состояла из беспрестанного труда и бесконечных молитв - иначе при крайне набожном Антонио Гауди и быть не могло.
Однако одно из самых ужасных воспоминаний Описсо об этом времени - мучительное позирование для скульптуры одного из ангелов на фасаде Рождества (на фото слева) - когда, ощущая, как сковывает его тело затвердевающий гипсовый корсет, Рикард обмирал от страха, опасаясь, каждую секунду, что вот-вот не сможет дышать и умрет.
На роль модели, кстати, его определил сам Антонио Гауди, обративший внимание на то, что его подросший "мальчик" - светловолос, голубоглаз, прекраснолик, и, следовательно, как нельзя более подходит на роль ангела. знал бы Антонио, что память о том, как он был "живой моделью" для великого Гауди, еще долгие годы будет заставлять Описсо кричать во сне и в холодном поту просыпаться!
Находясь при строгом и высоконравственном Гауди, ребенок (а Рикардо и был, по сути, ребенком) плакал по ночам и не раз жаловался отцу, что уже не может терпеть эту пытку. Описсо умолял отца забрать его домой, вызволить из этого "святого плена" - однако каждый раз отец, уверенный в том, что, находясь рядом с Гауди, его сын вырастет настоящим человеком и примерным католиком, уговаривал его остаться.
-Потерпи, не рушь карьеру, сынок, - упрашивал Рикарда отец, на что тот однажды в сердцах воскликнул:
-Какую карьеру, папа? Скоро строительство закончится - и что будет с моей "карьерой" тогда?
Знал бы Рикард, что строительство Саграда Фамилия растянется почти на полтора века!
От Гауди он, так или иначе, сбежал - и, как мы уже сказали, вспоминал о проведенных рядом с гением годах с содроганием. Но вот забавно: сегодня мы рассказываем об этом человеке только потому, что он увековечен в камне на фасаде Рождества самогой удивительной церкви на земле - Храма Святого Семейства в Барселоне.
Write a comment