Для всякого, кто видит Храм Святого Семейства в Барселоне впервые, знакомство с этим великим шедевром Антонио Гауди становится культурным шоком.
Это ничуть не удивительно - более непостижимого проявления человеческого гения в архитектуре ни до, ни после, на мой взгляд, еще не было.
В первую очередь это касается фасада Рождества, появившегося первым и создававшегося еще при жизни Гауди.
Сам архитектор, как мы знаем, принимал самое деятельное участие в скульптурном оформлении фасада, и получившийся результат - поражает, обескураживает, лишает дара речи и заставляет надолго застывать напротив него в неподвижности, пытаясь унять сумбур мыслей и хотя бы как-то попытаться осмыслить увиденное.
Сделать это, разумеется, непросто - хотя бы потому, что фасад, как и все в этой удивительной церкви, огромен, а количество скульптурных элементов, его украшающих, и вовсе не поддается никакому учету.
Интересно, что при внешнем впечатлении воинствующего хаоса на всем огромном пространстве фасада Рождества не найдешь ни одной случайной или лишней детали.
Перед Гауди стояла непомерно сложная задача - в максимально сжатой форме рассказать о такой безразмерно важной теме, как Рождество Иисуса - и я абсолютно уверен, что архитектор еще и сокрушался по поводу того, как мало у него места для реализации задачи.
Такой вывод можно сделать хотя бы уже потому, что далеко не все из задуманного и созданного Гауди мы можем наблюдать воочию - именно по той причине, что одни элементы фасада закрывают собой другие, которые разглядеть, особенно с уровня земли, совершенно невозможно.
А жаль - ведь они не менее прекрасны, чем все то, что, к счастью, доступно нашим взорам и чем мы справедливо восхищаемся. Сегодня мы поговорим об одной из таких скрытых скульптурных жемчужин Храма - жемчужин, я бы сказал, в траурной оправе.
Если вы присмотритесь, как следует к порталу Иисуса, то обнаружите, что в верхней его части, в своеобразном гроте, словно образованном наплывами сталлактитов, Гауди разместил сцену коронации Богородицы. А в глубине за этой скульптурной группой просматриваются витражные окна, в центре между которыми также видны скульптуры - но очень и очень смутно:
А теперь посмотрим на редкую фотографию, сделанную с близкого расстояния:
И фото всей потрясающей скульптурной группы, сокрытой, к сожалению, от наших глаз:
Эта работа поистине прекрасна: она выполнена с таким мастерством ,что каменные фигуры ангелов кажутся действительно парящими в воздухе - и в то же время страшна. Почему?
Мы уже как-то писали о том, что в работе над скульптурами для фасада Рождества главенствовал установленный Гауди принцип беспощадного натурализма. Моделями для скульптур служили не только живые люди, обычные и не очень жители Барселоны - но и мертвецы.
По мнению Гауди, внешность человека так или иначе несет на себе отпечаток его внутренней сути. Эта связь между моделью и тем или иным библейским персонажем для Гауди была очень важна.
Именно поэтому, для того, чтобы изваять лики ангелов в скульптурной группе, представленной на фото выше, использовались посмертные маски детей. Известно, что душа невинного ребенка сразу попадает в рай. Именно этот отсвет встречи с Богом и пытался уловить, а затем увековечить в камне Гауди.
Присмотритесь к ликам ангелов с учетом вышесказанного - и вы поймете, почему эту скульптурную группу, при всей ее красоте, я все-таки назвал страшной.
Примечательно, что маски, о которых шла речь выше, можно наблюдать на фотографиях мастерской Гауди - прчём, не где-то в дальнем углу, а вполне на виду.
Не исключено, архитектор нуждался в этом, чтобы поддерживать в себе нужный градус творческого горения. И снова приходится повториться - с точки зрения любого другого человека (не Антонио Гауди) выглядит это, воля ваша, жутковато.
Write a comment