Храм Святого Семейства в Барселоне уже сейчас настолько огромен, что о многих сокрытых в нем помещениях миллионы туристов, посещающих это непостижимое и великое творение Антонио Гауди, попросту не догадываются. Мало кто, например, способен предположить, что над средокрестием (часть храма, где пересекаются центральный неф и трансепт: две гигантских перекладины латинского креста, а именно так в плане выглядит церковь), находится зал внушительных размеров, который так и называется - зал средокрестия.
Но факт, что мы о чем-то не знаем, вовсе не означает, что этого "чего-то" нет. Зал средокрестия есть, и о нем мы сегодня и поговорим.
Начнем с того, что еще в те времена, когда никто и понятия не имел о водонепроницаемых покрытиях, появившихся сравнительно недавно, в эпоху бурного развития НТР, люди должны были как-то противостоять стихии в виде осадков, сооружая для светских или религиозных зданий "правильные крыши".
Мы в тревел-шоу "Орёл и Решка" (Саграда Фамилия внутри и снаружи):
С этими целями - чтобы вода не застаивалась, а максимально быстро убегала прочь - крыши зданий делались с ярко выраженным наклоном, а прямо под ним устраивалось хорошо вентилируемое пространство: чердак.
Такая стратегия была широко применима, например в старых домах барселонского района Эшампле, крыши которых делались из нескольких слоев керамической плитки и были, как ни крути, водопроницаемы. И если уж крыша промокала, вода могла испаряться благодаря вентилируемому пространству чердака. Доступ воздуха мог осуществляться, например, через декоративные, небольшие по размерам отверстия, проделанные в верхней части фасада.
Гауди, разумеется, предрживался в своих работах этой же общей практики - достаточно вспомниить его удивительные чердаки в доме Батльо, доме Мила или вилле Бельесгуард. Разумеется, имеет чердак и Храм Святого Семейства - однако, в силу необычности самого храма, и чердак здесь сильно отличается от наших привычных представлений о подобного рода помещениях.
В этой статье мы поговорим лишь об одном из чердаков Саграда Фамилия - зале средокрестия. Для начала определим его местоположение в огромном пространстве храма (рисунок ниже):
Да, это так: над сводами, на высоте 60 м и прямо под башней Иисуса Христа расположен этот зал, имеющий форму самого крупного во всей церкви гиперболоида.
В самом центре этого уникального зала находится световой плафон, прямо под которым, но в 60 м ниже, располагается мозаичный медальон, содержащий анаграммы Святого Семейства - то есть, находится "центр центра", Храма, его, если можно так выразиться, "нулевой километр".
Вся архитектура этого типично гаудианского пространства, а также круговые трибуны, окружающие световой плафон в центре, сразу же наводят на мысли о таком помещении монастыря, как капитулярный зал - хотя никаких литургических функций для зала средокрестия Гауди не планировал. Это, по большому счету, одно из служебных помещений - зато какое!
Четыре центральных наклонных колонны, образующих у оснований квадрат 15Х15 м, сходятся к сводам - им предстоит нести на себе нагрузку центрального ядра башни Иисуса.
Колонны расположенные за ними, также имеют попеременно наклонную форму и образуют в совокупности жесткую, способную нести большие нагрузки конструкцию: а размер этих нагрузок, учитывая высоту башни Иисуса (172,5 м), страшновато даже представить!
Декорированные венецианской керамикой розовато-оранжевого оттенка своды зала средокрестия находятся на высоте 15 м от центра помещения и имеют 12 отверстий в форме гиперболоидов. Непосредственно над сводами зала средокрестия расположены помещения для технического обслуживания зала и всей башни в целом.
Да, Саграда Фамилия не перестает удивлять, поражать, озадачивать и приводить в восторг. Но главное - она продолжает строиться, и не за горами тот день, когда мы увидим завершение этого строительства!
При написании статьи были использованы материала блога: https://blog.sagradafamilia.org/es/
Статьи по теме:
Write a comment