14 ноября 2017 г. в театре-музее Сальвадора Дали в Фигерасе открылась временная выставка под названием "Сальвадор Дали, подмастерье художника", среди экспонатов которой впервые за все время существования музея посетители смогут увидеть картину Дали "Фигура в профиль" (1925).
Ранее я уже писал о том, что 2 марта 2017 "Фонд Гала-Сальвадор Дали" приобрел это считавшееся утраченным полотно Сальвадора Дали на лондонском аукционе "Бонем" за сумму 2 109 630 евро.
Дата открытия нынешней экспозиции - 14 ноября - избрана не случайно: именно в этот день в далеком 1925 в Барселоне, в знаменитой в то время своими авангардистскими настроениями галерее Далмау стартовала первая индивидуальная выставка 21-летнего художника из Фигераса Сальвадора Дали.
В каталоге выставки значилась 21 работа: 17 картин и 5 рисунков, и, так случилось, самой неизвестной среди прочих, на долгие десятилетия выпавшей из поля зрения публики, оказалась "Фигура в профиль".
Барселонская пресса того времени писала, что в работах Дали прослеживается связь со всеми современными направлениями в живописи 20-х г.г., с преобладанием кубизма, и в то же время художник отдает дань традиции, в частности, Доминику Энгру.
Сам Дали впоследствии так вспоминал об этом периоде своего становления:
"В то время я только и делал, что рисовал. Все, все могло стать и становилось сюжетом: пейзажи Кадакеса, мой отец, моя сестра... Меня интересовало абсолютно все..."
"Фигура в профиль" была приобретена за 500 песет другом и дальним родственником семьи Дали фармацевтом Жоакимом Куси и больше не фигурировала на публике вплоть до лондонского аукциона в марте текущего года, на котором была приобретена Фондом Гала-Сальвадор Дали - так что появление ее в экспозиции музея - истинный подарок для тех, кому творчество Дали интересно и близко.
В качестве модели, разумеется, выступила родная сестра Сальвадора - Анна-Мария.
Простота и отчетливость линий, а также неперегруженность работы избыточными деталями (что и вообще свойственно Дали того периода) создают атмосферу покоя. Поза девушки (мы наблюдаем ее на три четверти в профиль), а также предполагаемое направление ее взгляда привлекают наше внимание к левой верхней четверти полотна, где через окно виден пейзаж Кадакеса.
Некоторые детали, такие, например, как характерного вида мост, связывающий с сушей отдельно стоящий островок, позволяют точно идентифицировать место: Ель Сортель, расположенный поблизости от дома Пичотов (творческое семейство, сыгравшее большую роль в становлении молодого художника). Именно такой вид открывался из окна мастерской Дали в родительском доме в Эс Льянер.
Анна-Мария Дали впоследствии так вспоминала об этом времени, когда отношения между братом и сестрой были особенно близкими: "Брат писал бесчисленное множество моих портретов.
Он работал терпеливо и без устали, а меня это многочасовое позирование тоже нисколько не утомляло: мне всегда по душе были спокойствие и неподвижность. Кроме того, я готова была бесконечно любоваться пейзажем, когда остался со мной на всю жизнь, и, позируя, я имела такую возможность: брат чаще всего рисовал меня у окна."
Зал театра-музея, в котором размещена нынешняя экспопзиция, включающая "Фигуру в профиль" оформлен в стиле галереи Далмау, какой она была в 1925-ом, что способствует еще более полному погружению в атмосферу тех славных лет, когда Дали, еще не ставший мировой звездой, старательно учился и, как губка, впитывал и пропускал через себя десятки жанров, направлений и течений в живописи разных эпох, что лишний раз доказывает: как бы талантлив ни был челорвек, без тяжелого и неостановимого труда он никогда не создаст что-либо стоящие.
Зная, каких высот достиг Дали в дальнейшем, полотна периода его ученичества особенно интересны. Хотя... Лично я, например, без ума от вещей Дали 1925 г. Многие из них в силу профессии я регулярно вижу в оригинале, и потому с полным основанием берусь утверждать: они замечательны!
Статьи по теме:
Write a comment