Сало-дель-Тинель (Saló del Tinell) - церемониальный зал Большого Королевского дворца, расположенного в Готическом квартале Барселоны и в свое время служившего резиденцией графам Барселонским, а затем и королям Арагонским (после союза Каталонии с Арагоном).
Сало-дель-Тинель был построен между 1359 и 1370 годами по приказу короля Пере Церемонного, желавшего несколько облагородить сильно к тому времени одряхлевший зал в романском стиле, служивший еще Рамону Беренгеру IV. Работа была поручена зодчему Гиллему Карбонелю, и тот, надо отметить, блестяще с ней справился.
Блестяще, поскольку ни на йоту не изменил основным принципам каталонской готической архитектуры - тяжеловесной и в то же время величественной простоте, а также ширине безопорного внутренннего пространства: показателю, по которому каталонцы не знали себе равных в Европе.
Когда входишь в зал со стороны площади Короля, первое, что поражает - именнно ширина пространства, образованного шестью полукруглыми арками, растояние между опорами которых составляет более 18 метров.
Это, как справедливо заметил Роберт Хьюз в своей книге "Барселона. История города" - одна из самых архетипических построек каталонского готического дизайна. Стиль кталонской готики произрастает не из северных образцов, но из монументальной простоты цистерцианских монастырей - Поблет и Сантес Креус, расположенных на юге Каталонии.
Этот стиль монолиты предпочитает пустотам, а плотную, почти давящую каменную массу - ажурной легкости замысловатой резьбы. Этот стиль "приземляет" порыв в небо, так свойственный готической архитектуре - но в то же время подчеркивает прочность земли. В каталонских готических постройках вертикаль сдается под натиском горизонтали, а сложность уступает место простоте - что, как ни странно, не делает их менее впечатляющими.
Так же основательно выглядит и фасад Сало-дель-Тинель, выходящий на площадь Короля. Что до ступеней лестницы, ведущей ко входу - предание гласит, что именно по ним в апреле 1493 года ступали ноги мореплавателя Христофора Колумба, триумфально вернувшегося из первой экспедиции и спешившего доложить королям-католикам о своем успехе. Так что место, во всех отношениях, историческое.
Было время, в Сало-дель Тинель заседал каталонский парламент, поззже проходили суды Инквизиции. Когда в 18 веке Дворец был преобразован в монастырь монахинь-кларитинок, зал стал часовней и оброс новыми пристройками, которые скрыли его первоначальный облик, однако оставили оригинальную структуру нетронутой.
Изгнание монахинь в 1936 году, с началом Гражданской войны в Испании, позволило повторно "открыть" Сало-дель-Тинель. В 1940-х годах Адольф Флоренса руководил реставрацией, которая в основном заключалась в удалении всех добавленных конструкций, чтобы восстановить вид, который Зал имел на момент завершения строительства в 14-ом веке.
И там, где это было необходимо, Флоренса добавил элементы современного дизайна, характерные для гражданских зданий 14-го века: такие, например, как окна с "коронами", вивдимые с площади Короля. Задний фасад, выходящий во двор Музея Марес, вероятно, романского происхождения, также претерпел значительные изменения в ходе реставрации, завершившейся в 1944 году.
В наши дни Сало-дель-Тинель является частью Музея истории Барселоны, который. на наш взгляд, всячески заслуживает посещения.
Адрес: Plaça del Rei
Статьи по теме:
Write a comment