Картина Сальвадора Дали "Корзинка с хлебом" (1945) - абсолютный фетиш самого Маэстро, его талисман, и, по собственному мнению художника - одна из лучших его работ. Эта небольшая (35 х 44 см; доска, масло) картина, настоящая жемчужина Театра-Музея, расположена в центральной части экспозиции "Зала Сокровищ". "Зал Сокровищ" - центр всего музейного пространства, где стены, согласно указаниям Дали, обиты красным бархатом, из-за чего создается ощущение, что, попадая туда, оказываешься внутри шкатулки с драгоценностями.
Ощущение это вполне оправданно и даже неизбежно: если принять во внимание, сколько стоят размещенные в этом зале картины, легко может закружиться голова. По самым скромным подсчетам, речь идет о сумме в 300 000 000 евро - но, пока, слава Всевышнему, никто продавать их не собирается.
А центральная позиция "Корзинки с хлебом" в этой сокровищнице, в этой "пещере Дали-Бабы" - отнюдь не случайна. Сам Сальвадор Дали, как мы уже сказали, считал эту картину одной из самых важных своих работ и даже чем-то вроде талисмана, который непременно должен был сопровождать супругов Дали во всех их перемещениях по разным странам и континентам.
"Корзинка с хлебом" - одна из любимых работ самого Сальвадора Дали
Очень нравилась "Коризнка с хлебом" и супруге художника, Гала, которой, собственно, она и была предподнесена в дар автором на открытии выставки в галерее Бину в Нью-Йорке, проходившей в ноябре-декабре 1945 г. Конечно же, мы помним эту традицию Дали: прилюдно, демонстрируя публике высочайшие любовь и уважение к жене, в начале каждой своей выставки одаривать её одной из своих картин.
А почему бы и нет? Это красиво, достойно, и, к тому же, разумно и практично: имущество, таким образом, оставалось в семье, и впоследствии им, в случае необходимости, мог воспользоваться и сам Дали. Так, кстати, произошло и с "Корзинкой" - занявшись созданием своего Театра-Музея, Дали взял у Гала "во временное пользование" подаренную ей картину для экспозиции - благодаря чему, собственно, мы и можем ей сейчас насладиться.
Кстати, именно эта работа Дали была впоследствии использована в качестве иллюстрации к так называемому плану Маршалла - программе помощи США послевоенной Европе - попало в прессу и сделалась широко известным в мире. В этой связи следует особенно выделить один случай.
В 1940-х годах Уильям Николс, главный редактор воскресного приложения This Week, увидел "Корзинку с хлебом" в художественной галерее и буквально влюбился в нее, назвав картину "самой красивой из всех, которые он когд-либо видел в своей жизни". В итоге репродукция "Корзинки с хлебом" 1 февраля 1948 года была опубликована в This Week Magazine (имено в связи с "Планом Маршалла")- а это воскресное приложение, прошу отметить, на пике своей популярности выходило тиражом 15 миллионов экземпляров. Можете представить себе объем аудитории?!
Способствовал известности картины и сам Дали, постоянно упоминавший свою "Корзинку с хлебом" в статьях и интервью и часто приводивший ее в качестве примера. Это и не удивительно, учитывая, с каким непревзойденным мастерством написана картина - Дали по праву было чем гордиться. Вот как он высказался о картине в одном из своих интервью:
"Полгода моей задачей было овладеть утраченной техникой старых мастеров, достичь предвзрывной неподвижности предмета. Это самая строгая картина с точки зрения геометрической композиции. Структурные силовые линии напряжены до последнего предела. Еще чуть-чуть - и с этой горбушкой случится корпускулярный (атомный) взрыв. За двадцать лет корзинка превратилась в корону, а хлеб обрел компактность локтя или носорожьего рога."
Дали, как видим, упомянул о своей попытке "овладеть утраченной техникой старых мастеров" - и ему безусловно это удалось. Высота технического исполнения картины поражает, изумляет и даже вызывает недоверие - как-то не верится, что это мог сотворить человек с помощью такого довольно грубого и несовершенного инструмента, как руки.
По словам самого Сальвадора Дали, он работал над картиной два месяца, по четыре часа каждый день - и труд этот был не напрасным. Классический реализм, граничащий с гиперреализмом - так бы я определил стиль картины.
"Корзинка с хлебом" Сальвадора Дали - предтеча гиперреализма
Если рассматривать оригинал с помощью лупы, можно заметить, что детально выписаны не только отдельные прутья корзинки, но даже и едва заметные темные точечки на них, абсолютно такие же, какие можно наблюдать в реальности. Что до хлебной горбушки - она, стоит посмотреть на нее чуть подольше, начинает в буквальном смысле обретать трехмерность и материализовываться. Кажется, этот хлеб вот-вот можно будет потрогать и ощутить под пальцами хруст корочки и нежную его мякоть.
Кстати, именно этот "квазиреализм", так несвойственный фантасмагорически-галюциногенному Дали, вкупе с безукоризненной техникой и поражают наших туристов в первую очередь. .
"Корзинка с хлебом" - технически Дали безупречен
Люди напрочь отказываются верить, что это реалистично-академическое полотно написано эпатажным усатым каталонцем, который снискал мировую известность галлюцинаторно-бредовыми шедеврами эпохи сюрреализма. Однако все течет, все меняется - и наступил неизбежный момент, когда сюрреализм стал для Дали пройденным этапом. Требовалось в срочном порядке найти новый способ художественного самовыражения - и таким способом, или, скорее, методом, стал так называемый "ядерный мистицизм", о котором мы не раз еще будем беседовать.
"Корзинка с хлебом" может и должна рассматриваться как подготовительный этап к "ядерному мистицизму", основанному на следующих "трех китах": классическом живописном наследии, ядерной физике и католицизме. Кроме того, Дали всегда любил шокировать и удивлять. На мой взгляд, создавая "Корзинку", художник, среди прочего добивался и такого эффекта: озадачить публику и заставить ее поломать голову: в чем тут подвох? "Эта типично реалистическая работа, как оказалось, больше всего прочего удовлетворила мою фантазию. Перед нами полотно, о котором ничего нельзя сказать - полнейшая загадка!"
А загадочность, или мистицизм, как известно, Дали ценил в творчестве едва ли не превыше всего. Примечательно и символично, что "Корзинка с хлебом была завершена Дали 8-го мая 1945 г. - акккурат накануне капитуляции гитлеровской Германии. Обескровленное, изголодавшееся, уставшее от разрушений, варварства и смертей человечество хотело мира и хлеба, и "Корзинка с хлебом" Дали - как раз об этом.
Статьи по теме:
300 лучших картин Дали - описание и анализ
Постоянство памяти - описание картины Сальвадора Дали
Сальвадор Дали - Ласточкин хвост и виолончель
Write a comment