К тому времени, когда никому не известный Сальвадор Дали впервые посетил Париж в 1926-ом году, Коко Шанель уже успела зарекомендовать себя в качестве ведущего дизайнера французской высокой моды.
Учитывая невероятно активную богемную жизнь Парижа начала 30-хх, Сальвадор Дали, быстро "входивший в моду" и приобретавший известность, и Коко Шанель просто обязаны были рано или поздно пересечься в одном из аристократически-богемно-творческих кружков, коими изобиловала тогда столица Франции - что, собственно, и произошло.
Взаимная симпатия, которую две столь непохожих, но одинаково креативных личности сразу испытали по отношению друг к другу, быстро переросла в дружбу, которая, несомненно, обогатила в творческом плане обоих.
Влияние Коко Шанель на Дали, который уже был увлечен модой и который, как известно, сотрудничал с Эльзой Скиапарелли, проявилось не только в его живописных работах, но и побудило каталонского художника к созданию театральных костюмов, одежды и других произведений, объединяющие искусство и моду.
Хотя Шанель и Дали добились грандиозных успехов в своих творческих сферах, у каждого из них было свое собственное отношение к тому, как проявлять себя в искусстве. Сальвадор Дали избрал путь крайней эксцентричности, которая стала "фирменным знаком" его работ и, кроме того, постоянно сопровождала его публичную жизнь в виде многочисленных скандалов и шокирующих выходок, умело режиссируемых самим художником и его супругой.
Шанель, напротив, построила свою империю моды на принципах свободной, но утонченной чувственности; Коко, как известно, была живым воплощением французской элегантности.
Однако эти различия, как часто бывает, лишь способствовали динамичной творческой дружбе и даже, как утверждают некоторые, романтическим отношениям между Дали и Коко - хотя последнее, на наш взгляд, принадлежит к сфере чистых фантазий и ничем не подтвержденных слухов.
В сентябре 1938-го Шанель пригласила Сальвадора Дали и Галу пожить и поработать на своей вилле "Пауза" - резиденции Коко на Французской Ривьере. Прием осуществлялся "по высшему разряду": Дали была предоставлена отличная студия, и на четыре месяца художник удалился от мира, напряженно работая над картинами для новой выставки.
Именно во время работы "в гостях у Шанель" Сальвадором Дали были написаны такие широко известные сегодня вещи, как "Имперские фиалки", "Явление лица и вазы с фруктами на берегу моря", а также "Загадка Гитлера".
Другие творческие личности гостившие в разное время у Коко на Villa La Pausa в полной мере отражают постоянный интерес Шанель к искусству: среди них были композитор российского происхождения Игорь Стравинский, итальянский режиссер Лукино Висконти, Жан Кокто, Пабло Пикассо - и список этот можно продолжать еще долго.
Шанель, которая восхищалась театром и создавала костюмы для балетов, опер, пьес и фильмов, еще больше вовлекла Сальвадора Дали в мир театра, который всеегда привлекал талантливого каталонца. Напомним: ранее художник уже создавал костюмы для постановки "Тристан Фу" Русского балета Монте-Карло» в 1937-ом году, когда ему довелось сотрудничать с Эльзой Скиапарелли.
В 1939-ом году Дали работал над декорациями и костюмами для балета «Вакханалия» (хореограф Л. Мясин). Шанель помогла ему создать запоминающиеся костюмы, в которых были использованы диковинные элементы, такие как юбка-обруч, покрытая зубами, и мужской ансамбль с красными лобстерами - вызывающим символом сексуальности ("Телефон-омар"), который Дали и в дальнейшем будет использовать в связанных с модой проектах.
Помимо костюмов, другие модели одежды Дали были проникнуты его сюрреалистическим видением. Результатом сотрудничества со Скиапарелли и Кристианом Диором стали носимые произведения искусства, в которых использовались элементы иллюзий и авангардной эстетики.
Известный своей неуротимой энергией, Дали не ограничивался только одеждой и исследовал другие области, связанные с модой, создавая ювелирные изделия и флаконы для духов.
Для создания своих украшенных драгоценностями творений, таких как «Глаз времени» (этот шедевр можно увидеть в Музее ювелирных украшений Дали при Театре-музее в Фигерасе), Дали работал с герцогом Фулько ди Вердура, восходящим дизайнером ювелирных изделий, которого Шанель наняла для создания своей ювелирной серии - а впоследствии посоветовала его Дали.
Влияние Шанель также проявилось в The Essence of Dalí, флаконе духов с силуэтом, имитирующим прямоугольный профиль Chanel No. 5. Вместо этикетки Chanel на поверхности флакона Дали поместил изображение глаз и усы, подозрительно напоминающие его собственные.
Его способность применять сюрреалистические концепции к моде привела к созданию причудливых творений, а его отношения с Шанель стали катализатором для некоторых из его самых вдохновляющих произведений.
Каждый раз, приезжая в Париж, Дали и Гала ужинали у Коко Шанель в ее квартире в Первом округе Парижа, в одном шаге от отеля Ритц. Примечательно, что они были у нее на ужине аккурат накануне смерти этой маленькой, всемирно известной женщины.
Разумеется, Дали явился и на отпевание Коко Шанель, состоявшееся в церкви Мадлен. Питер Мур, бывший полтора десятка лет секретарем Дали (и сколотивший за эти годы многомиллионное состояние) в своей книге "Живой Дали" описывает по своему забавный эпизод, связанный с этим печальным событием. Оговорюсь сразу: Муру не всегда можно доверять (годы жизни рядом с Дали не прошли для него даром, весьма плодотворно повлияв на его склонность к бурному мифотворчеству), однако в этом эпизоде Мур, думается, вполне правдив.
Мур пишет о том, что Дали, панически боявшийся покойников, прибыл на церемонию в весьма боевом расположении духа и принялся поучать Мура, взятого им за компанию, как лучше всего вести себя в таких случаях - хотя это были явно первые похороны в жизни Саьвадора.
Дали убедил Мура в том, что лучше всего занять последний ряд сидений - на случай, если вдруг им захочется уйти. Таким образом художник, по мнению Мура, явно пытался дистанцироваться от трупа - Дали панически боялся покойников. Так Дали и Мур и поступили - однако, к ужасу художника, когда гроб внесли в храм, его, по католическому обычаю, сначала поставили у дверей, и мертвая Коко внезапно оказалась в двух метрах от Дали.
Побелев от ужаса, художник тут же прошептал Муру, что в этом месте страшный сквозняк, схватил его за руку и потащил в самые передний ряд, где все места были заняты родственниками Шанель. Родным усопшей, тем не менее, пришлось потесниться и позволить Дали и его секретарю занять места рядом с собой. Художник явно успокоился и повеселел, но 10 минут спустя гроб снова переместили, и он оказался перед алтарем - прямо напротив Дали!
Художник, едва шевеля от смертного страха губами, прошептал Муру, что в первом ряду слишком жарко из-за свечей, и снова потащил его в самый конец церкви, где они сидели ранее. На этом путешествия гроба, к счастью закончились, однако во время поминальной службы присутствующие то и дело оборачивались к Дали и Муру, словно опасаясь, что те вот-вот снова начнут куда-нибудь перемещаться, создавая вокруг себя уже ставший привычным хаос.
Так или иначе, Коко Шанель действительно была одной их тех немногих, к кому Сальвадор и Гала испытывали почти человеческие чувства - и смерть её, несомненно, стала для них утратой. Напоминанием об этой многолетней дружбе служит бант от Коко, с которым Гала, кажется, не расставалась даже во время сна, и который украшает голову Галы едва ли на на всех портретах и фото последних лет.
Сальвадор Дали "Ступня Гала" (1973)
Статьи по теме:
Ювелирные украшения Сальвадора Дали
Экскурсия "Музей Дали и дом Дали в Порт-Льигате"
Экскурсия "Кадакес, мыс Креус и Порт-Льигат"
Write a comment