География вселенной Сальвадора Дали очерчена, казалось бы, раз и навсегда.
Каждый раз, когда звучит имя великого и скандального каталонца, обязательно в связи с ним упоминается либо Фигерас (город, где художник родился, прожил значительную часть жизни, создал свой потрясающий музей, в центре которого, он, кстати, и похоронен), либо Кадакес (город детства Дали, откуда родом его дед и отец, и где сам он ребенком проводил благословенные летние месяцы), либо Порт-Льигат (рыбацкая деревушка в 4 км от Кадакеса, где художник десятилетиями строил свой уникальный, как и все его творчество, дом), либо Пуболь (где Дали преподнес в дар своей возлюбленной супруге Гала настоящий - правда, не очень-то большой - средневековый замок), либо, наконец, Париж и Нью-Йорк (где Дали и Гала бывали ежегодно и жили подолгу)...
И нигде, никогда и никем в этом ареале художника не упоминается сколько-нибудь серьезно прекрасная Барселона. Между тем, со столицей Каталонии художник был связан всю жизнь - и связан гораздо более прочными и разносторонними узами, чем может показаться на поверхностный взгляд.
В Барселоне, по большей части, обосновались родственники Дали по отцовской линии, а что до матери художника, доньи Фелипы Доменеч-и-Феррес - она и вообще родом из коренной барселонской семьи, проживавшей в районе Борн.
В Барселону, измученный трамонтаной, бежал в свое время из долины Ампурдан дедушка художника, Галь - человек своеобразный, игравший на Барселонской бирже, страдавший от периодического помутнения рассудка и покончивший с собой в возрасте 36 лет.
Юридический факультет Барселонского Университета окончил в свое время отец художника, Сальвадор Дали-и-Куси.
В Барселоне начинал свою профессиональную карьеру сам молодой Дали - не будем забывать. что первые персональные выставки художника, вызвавшие довольно сильный резонанс в местной прессе, прошли именно в каталонской столице, в знаменитой тогда галерее Далмау, в 1925-м и 1927-м г.г.
Да и в дальнейшем художник бывал здесь постоянно. Почему же славная Барселона упорно не желает вписывать в бессмертную свою историю великого и блудного каталонского сына?
Причины тому, разумеется, есть.
Вспомним централистские взгляды Дали, его постоянно высказываемые симпатии к диктатору Франсиско Франко - в Каталонии, всегда стоявшей и сейчас продолжающей стоять на сепаратистских позициях, в Каталонии, где Франко до сих пор активно ненавидят, хотя кости его давно истлели в могиле, а сам он, думается, сделал все же гораздо больше хорошего, чем плохого для Испании в целом и Каталонии в частности - так вот, в благословенной Каталонии и, тем более, Барселоне, одной этой симпатии к тирану достаточно, чтобы записать человека во враги - даже если человеком этим был Сальвадор Дали.
Не будем забывать также, какой страшный сказал разразился после смерти художника в 1989-м году, когда было оглашено его завещание. Согласно документу, имущество Сальвадор Дали завещал Испанскому государству.
Честно сказать, все в Каталонии были свято уверены, что Дали завещает все свое имущество своему Театру-музею, родному городу Фигерас, Каталонии в целом, столице ее, Барселоне - и, понятное дело, страшно оскорбились, когда выяснилось, что все далеко не так.
Любви к Дали это не добавило - даже невзирая на то, что художник был уже мертв.
Да и при жизни художник только, казалось, и делал, что всячески провоцировал Барселону на крайне негативное отношение к себе.
Чего стоит хотя бы его печально известная лекция "Моральная позиция сюрреализма", которую 26-летний Дали читал в авторитетнейшем культурном центре каталонской столицы "Барселонский Атеней"!
Заметим, аудиторию молодого художника составляли сливки интеллектуальной и творческой элиты Каталонии. В ходе лекции молодой и задорный Дали умудрился назвать одного из столпов каталонской культуры, драматурга Анхеля Гимерра, занимавшего, кстати, долгое время пост председателя "Атенея", "жирной свиньей", "педерастом" и "отвратительно воняющем гнильем"!
Далее Сальвадор предложил разрушить до основания Готический квартал Барселоны, на территории которого, собственно, и читал в тот момент лекцию, запретить национальный каталонский танец сардану, а также намеревался преподнести в дар библиотеке уважаемого общества экземпляр собственной, напечатанной маленьким тиражом книжицы "Видимая женщина" с дарственной надписью следующего содержания: "Прогнившему насквозь "Барселонском Атенею, без уважения".
Закончилось все, как и следовало ожидать, грандиозным скандалом. Несколько наиболее горячих членов почтенного собрания бросились бить Дали его юную наглую морду, и каким-либо теплым отношениям художника с интеллектуальной элитой Барселоны на долгое время был положен постыдный конец. Эх, Дали, Дали - до чего же скандальным и вредным характером обладал он в молодости - как, впрочем, и в более зрелые годы.
Впрочем, в 1950-м, через два года после возращения из Америки, где Дали и Гала прожили восемь лет, художник (теперь уже звезда мирового уровня) вновь выступил в "Атенее" с лекцией, в тексте которой звучали явные нотки примирения.
Да и как могло быть иначе, заявляет Рикардо Мас, автор многих работ о Дали - как могло быть иначе, если Дали на 75% - барселонец?
В 1881-м году в Барселону перебрался дед будущего гения, Галь Дали, и перевез с собой всю семью: жену Терезу Куси и трое детей: старшую дочь Катерину и двух сыновей - Рафаэля и Сальвадора (будущего отца художника).
В 1886-м, как мы уже говорили, Галь покончил самоубийством, но к тому времени Катерина успела уже выйти замуж за адвоката Жозепа Мария Сераклара - именно в доме дочери с мужем нашла Тереза с мальчиками радушный приют.
Отец художника, Сальвадор Дали и Куси, изучал в Университете Барселоны право, а его брат Рафаэль - медицину. После окончания учебы Сальвадор нашел место нотариуса в родном Фигерасе и уехал работать и жить туда, правда, прихватив с собой молодую красавицу жену. С мамой будущей мегазвезды, Фелипой Доменеч, он венчался в церкви Мерсе, что в Готическом квартале.
И мама Дали, и вся родня с ее стороны - коренные барселонцы с улицы Монткада. Один из ее братьев, Ансельмо, владел библиотекой "Вердагер" на Рамблас, как раз напротив оперного театра "Лисео". Он же основал "Вагнерианское общество Барселоны", а также, вместе с музыкантами Луисом Милле и Амадеу Вивесом, стоял у истоков создания хорового общества "Каталонский Орфей".
Именно дядюшка Ансельмо снабжал юного Сальвадора нужными книгами по искуссству, красками, кистями и прочими принадлежностями начинающего живописца.
А если учесть, что дядя Ансельмо был еще и видным членом общества "Атеней", и близким другом Жозепа Далмау, известного галериста, понятно, откуда ноги растут: при таких-то барселонских родственниках Дали просто обречен был начинать свою карьеру в Барселоне, где и тогда, и сейчас, собственно, кипела вся, без остатка, культурная жизнь Каталонии, и которую уже в 19-м веке связывало с Фигерасом регулярное железнодорожное сообщение.
Кстати, сколько-нибудь резонансные первые явления творчества Дали публике тоже, что вполне естественно, связаны с Барселоной. В 1922-м году в стенах уже упомянутой нами не раз галереи Далмау среди работ других каталонских художников появились восемь работ Дали, а тремя годами позже, в 1925-ом, с 14 по 27 ноября в той же галерее прошла уже персональная выставка Сальвадора. Еще одна персональная выставка все у того же Далмау состоялась и в 1927-ом - и благодаря им о Дали стала понемногу писать барселонская пресса.
Да - по сравнению с Парижем все это носило довольно провинциальный характер, но мы прекрасно знаем: в начале любого пути обязательно есть первый шаг. И первый шаг к вершинам славы и богатства Сальвадор Дали сделал именно в Барселоне.
Выставлялся в Барселоне он и впоследствии: в 1933-м и 1934-м г.г., а потом - в 1952-м. В 1962-м его замечательная "Битва при Тетуане" совместно с одноименной работой Мариано Фортуня экспонировалась не где-нибудь, а в королевском зале "Тиннель" Большого Королевского дворца в Барселоне - а это не шутки!
Особо следует отметить огромную ретроспекттивную выставку работ Дали в 1983-м, когда публика смогла увидеть более 400 шедевров Маэстро, собранных со всего света.
И все-таки надо признать - невзирая на многочисленные выставки Дали в столице Каталонии, картины художника, которые были куплены и остались в Графском городе, можно перечесть по пальцам.
Взять хотя бы первые две персональные выставки в середине 20-хх: большую часть работ купили родственники Дали - его отец и дядюшка Ансельмо. И не потому, что вещи художника были плохи: дело в том, как жалуется все тот же Рикардо Мас, что здесь, в Каталонии, вообще не любили и не любят покупать живопись: ни Дали, ни Миро, ни Пикассо - художников с мировым именем, имеющих самое непосредственное отношение к Барселоне. Если здесь что-то и приобрели бы - то "за два дуро, и только".
Поэтому большинство ранних работ, выставлявшихся в Барселоне, приобрели родственники Дали, а когда художник сделался звездой мирового масштаба, благополучно расстались с ними, уступив полотна семье американских миллионеров и меценатов Элеонор и Рейнольда Морзе, больших полклонников и собирателей творчества Дали. Так и уехали картины за океан, чтобы составить потом часть экспозиции замечательного музея художника в городе Санкт-Петербург, что в штате Флорида.
Но не будем о плохом - поговорим лучше о несомненных заслугах Дали перед Барселоной. Именно Сальвадору Дали принадлежит ключевая роль в переоценке наследия барселонского архитектурного модерна и, прежде всего, работ Антонио Гауди.
Как мы знаем, Гауди успели забыть еще при жизни, и молодые рвущиеся к мировой славе творцы - как тот же Пабло Пикассо - отзывались о творчестве гениального зодчего в лучшем случае с пренебрежением и усмешкой.
Что ж, время показало, как глубоко они заблуждались. Дали проявил куда большую дальнозоркость и вкус, более того: когда тот же Аполлинер заявил, что Гауди "дискредитировал Барселону своими многочисленными смехотворными постройками" (мнение, которое в то время разделяли, кстати, и сами барселонцы) - не кто иной, как Дали бросился на защиту великого земляка, выступив с горячей критикой этой узколобой позиции в "Минотавре".
Говорил это уже много раз, но повторю снова: заслуга в том, что о Гауди, пусть и после смерти его, заговорили во Франции, США, а потом и во всем остальном мире - целиком и полностью принадлежит Сальвадору Дали.
В 1950-м в журнале "Vogue" была опубликована статья "По Испании с Дали", где художник выступил в роли нашего коллеги, то есть, профессионального гида, рассказывая читателям о том, что им в первую очередь следует посетить в Королевстве Испания.
Стоит ли уточнять, что львиная доля из того, что мастерски нахваливал Дали, это Барселона и работы Гауди!? Дали назвал Антонио Гауди "первым галюциногенным архитектором в мире" и всячески советовал каждому, кто окажется в Барселоне, непременно ознакомиться с такими эксраориднарным работами архитектора, как Храм Святого Семейства, дом Мила, дом Батльо или парк Гуэль.
Именно в парке Гуэль 29 сентября 1956 г. триумфально прошла организованная художником выставка "Дали и Гауди", целью которой, кроме, разумеется, самопиара, без которого Дали просто невозможно себе представить, было, в первую очередь, привлечь внимание общественности к творчеству Гауди - что, учитывая популярность Сальвадора Дали и его умение из любого события сделать первоклассное шоу, безусловно, удалось.
На фото слева - один из моментов мероприятия. Гала, как и положено "королеве Порт-Льигата", восседает на императорском троне, а Дали со свойственным ему остроумием и эпатажем развлекает почтенную публику.
Кстати, для своего стопроцентного участия в мероприятии Дали выдвинул и пару условий: непременное наличие кур и целой отары овец, которых в определенный момент предполагалось запустить в толпу для того, чтобы, по словам Дали, образовался так ценимый им "гармонический беспорядок", и, второе - небо над Парком Гуэль во время мероприятия должны были бороздить многочисленные самолеты.
Ни одно из этих условий в итоге так и не было выполнено, что, впрочем, Дали ничуть не расстроило: он любил и умел пошутить, но прежде всего ценил все-таки дело.
Еще одно, очень любимое Дали творение "галюциногенного архитектора Гауди" - знаменитый дом Мила, или Педрера.
В полуподвальном помещении этого крайне необычного дома долгое время размещалась портняжная мастерская "Mosella", где Дали постоянно шил одежду на заказ, а с хозяином заведения находился в приятельских отношениях.
Вся средиземноморская эстетика Антонио Гауди, эстетика "мягкого и твердого" - вспомним удивительный, невероятно тяжеловесный каменный массив "Педреры", который в то же время, благодаря волнообразным очертаниям фасада, кажется, не стоит на месте, а бесконечно перемещается - была невероятно близка Дали и, безусловно, оказала сильнейшее влияние на его творчество.
А совершив примерку или забрав уже готовый заказ, Сальвадору достаточно было спуститься тремя кварталами ниже, чтобы насладиться еще одним творением Гауди - домом Батльо. расположенном на том же проспекте по адресу Passeig de Gracia, 43.
"Фасад дома Батльо напоминает волнующее многообразие водных стихий!" - говаривал Дали и был совершенно прав. К слову, фасадом этим Дали мог любоваться часами.
Да почему бы и нет? Ведь в двух шагах от дома Батльо находился первый по-настоящему роскошный отель Барселоны со скромным названием "Ритц". К слову сказать, находится и сейчас, во тоьлко поменял название на "El Palace GL" - а в остальном все прежнее.
"Гран люхо", положенное запредельное количество звезд, и даже тот самый номер площадью 150 м кв, в котором с середины 30-х любили останавливаться Дали и Гала. Сейчас за сутки проживания в нем просят немыслимых денег, но оно и понятно - это же "номер Дали"! Хочешь приобщиться к великому и ужасному Сальвадору. хочешь оказаться в его шкуре или хотя бы поспать в его кровати - плати! И платят, поверьте, охотно!
С отелем этим связан забавный эпизод. В 1971-м году по поручению Дали в его роскошный номер с римскими банями и антиквариатом было затащено чучело белого коня.
На следующий день, украсив животное предметами церковной утвари и восседая на нем верхом, Сальвадор Дали дал пресс-конференцию, во время которой объявил, что недавно купил для своей возлюбленной супруги замок, отремонтировал его, однако ему нечем украсить интерьеры - и по этой причине он принимает подарки от всех желающих.
Сам он подарил жене вышеозначенного коня. В те дни отель превратился в проходной двор. Желающих подарить что-либо усатому земляку нашлось предостаточно. Каких только забавных и страшных, больших и маленьких, уродливых и симпатичных странностей не приволакивали в отель отзывчивые каталонцы!
Дали, бывший от рождения истинным Плюшкиным, все принимал, ни от чего не отказывался и ничего впоследствии не выбросил. Многие из этих пподарочков до сих пор можно видеть в его Театре-музее в Фигерасе, в резиденции художника в Порт-Льигате либо в замке Гала. Там же. в замке, живет ныне и изображенный на фото шедевр таксидермии - белый конь, убитый в свое время на корриде и тоже подаренный Дали поклонниками его таланта.
И, раз уж речь зашла о таксидермии, применительно к Сальвадору Дали, нам сюда - на Королевскую площадь!
На мой взгляд, одна из красивейших площадей Барселоны, находящаяся аккурат рядом с бульварами Рамблас, окруженная со всех сторон узкими коридорам средневековых улочек, с пальмами, аркадами, ахртектурой в стиле "ампир" и фонтаном "Три грации", с обилием баров, кафе, ресторанов, музыкальных клубов - площадь эта действительно хороша!
"Ресторанов" - сказал я. Как раз о ресторанах, точнее, об одном из них, и пойдет речь.
"El Taxidermista" ("Таксидермист") - несколько странное название для ресторана, не правда ли? С таким же успехом его можно было бы назвать, например, "Парфюмер" (что вполне логично, если учесть, что ряд сцен нашумевшего триллера "Парфюмер" как раз на Королевской площади в Барселоне и снимали), или, например, "Анатомический театр", что еще ближе к славному делу таксидермии... Поистине, странное название!
Во всяком случае, первые, вторые и третьи ассоциации, возникающие у каждого нормального человека при виде такого названия, вряд ли будут способствовать чувству голода и желанию его срочно в этом самом ресторанчике утолить!
Но идем дальше.
Под аркой, над самым входом в заведение нас встречает еще более обескураживающая вывеска: "МУЗЕЙ". И куда это, скажите, годится? Дочитаем эту длинную вывеску до конца и совсем уж озадачимся, ибо целиком она гласит: "ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ МУЗЕЙ ЕСТЕСТВЕННЫХ НАУК".
Что же, настало время раскрыть историю этого месту, а также объяснить, каким образом оно связано с Сальвадором Дали.
В 1859-м г. в этом помещении разместилось заведение "Gran Cafe Espanol" известное своей донельзя утонченной публикой и яростными баталиями на литературные темы, возглавлял которые номинант на Нобелевскую премию по литературе, уже известный нам Анхель Гимерра - тот самый, которого молодой Сальвадор называл в свое время разными нехорошими словами.
Кафе прекратило существование в 1926-м, а на его месте некто Луис Солер, человек, нежно влюбленный в природу, по профессии - таксидермист, открыл свой магазин-мастерскую, совмещенный с небольшим музеем, экспонатами которого стали, главным образом, его собственные таксидермические поделки. Именно об этом периоде и свидетельствует красивая, сохранившаяся по сегодняшний день вывеска над дверями заведения.
Мастерская Солера пользовалась, кстати, заслуженной популярностью: сам король Испании Альфонсо 13-ый заказывал здесь чучело ноги своего любимого жеребца (после того, разумеется, как животное издохло), а знаменитый в те времена каталонский тореадор и актер Марио Кабре - голову убитого им на корриде быка, которую он впоследствии подарил кинодиве Эве Гарднер.
Но самый необычный заказ сделал, понятно, Сальвадор Дали - иначе он не был бы Дали. Художнику потребовались, ни больше, ни меньше - чучела 2000000 муравьев.
Даже такой профессионал как Луис Солер оказался не в состоянии реализовать очередную причуду маэстро Дали, что, впрочем, художника нисколько не расстроило.
Он продолжал пользоваться услугами заведения, и для него здесь были выполнены чучела таких животных, как тигр, лев, и даже детеныш носорога, как можем мы наблюдать на фотографии.
Очень жаль, что замечательная лавка Солера, известная в народе под простецким названием "Музей Зверей" закрылась в 1999-м, и началась новая история этого места - теперь уже в качестве ресторации.
Интерьеры ресторана по сию пору, кстати, украшает Сальвадор Дали верхом на носороге - загляните, и лично в этом убедитесь.
Кстати, совсем свежие новости - недавно все-таки владельцы заведения все-таки сменили название на более подходящее - что совершенно правильно с точки зрения коммерции, но прежнее, согласитесь, было гораздо оригинальнее и лично мне нравилось значительно больше!
Дали и вообще любил Королевскую площадь. До сих пор под номером 17 открыты здесь двери бара-фламенко "Los Tarantos", где Дали, привлеченный талантом заменитой танцовщицы Марухи Гарридо, в свое время бывал на ее представлениях постоянно.
А на противоположном углу площади, где к ней выбегает крохотная улочка "Vidre", до сих пор сохранилось одно из старейших заведений в Барселоне: Herbolario del Rei - лавка, торгующая всевозможными травами и снадобьями на их основе.
Эдакое романтически-колдовское местечко, которое, кстати, засветилось и в страшном триллере "Парфюмер" - режиссер фильма, Том Тыквер, просто не мог пройти мимо этого очаровательного обломка старины.
Частенько хаживал сюда и Сальвадор Дали. В лавке продавался травяной чай, на обертке которого присутствовал портрет Наполеона - личности, безмерно Дали обожаемой. "В шесть лет я хотел стать поваром, в семь - Наполеоном, и с тех пор мои амбиции неуклонно растут! - вспомним одно из высказываний художника.
Так вот - в этой чудесной лавке Дали, будучи уже богатым и знаменитым, занимался, среди прочего, и тем, что безбожно выцыганивал очередную упоковочку вышеозначенного чая, обещая каждый раз подарить взамен рисунок, сделанный его гениальной рукой. Чай он, в конце концов, неизменно получал, а вот рисунка владельцы заведения от него так и не дождались.
В числе мест, которые активно посещал Дали в Барселоне, следует упомянуть и лавку по продаже альпаргат (и их каталонской разновидности - эспарденьяс), которая торгует этой обувью до сих пор и находится на улице Авиньон в Старом городе, и, конечно же, известнейший рынок Барселоны - Ла Бокерия. В фруктовых рядах этого славного заведения Дали традиционно приобретал финиковый мед, а медом этим, как известно, намазывал свои великолепные усы.
Процедура эта регулярно проделывалась художником для того, чтобы придать усам нужную форму, но, конечно же, главным образом для привлечения мух: кто же не знает, что Дали считал этих насекомых существами божественными, проводниками творческой энергии неба, и был неподдельно счастлив, когда мухи, очарованные медовым ароматом, усаживались на тонкие антенны его усов.
А если уж речь зашла о рынке и, следовательно, о еде, обязательно следует упомянуть и о барселонских ресторанах, в которых любил отобедать или отужинать великий сюрреалист. Многие из заведений, которые попльзовались особой любовью Сальвадора Дали, благополучно существуют и поныне. Это и замечательный, один из старейших в городе ресторан "Los Caracoles" ("Улитки"), расположенный на улице Escudellers - открывшийся еще в 1835-м году и, как и прежде, заслуженно процветающий.
Да-да, те самые "Улитки", где даже хлеб подают в форме существа, давшего название ресторану; те самые "Улитки", где особенно хороша самая настоящая печь на дровах, которые загружаются поварами в недра ее прямо с улицы; те самые "Улитки", где, помимо регулярно посещающих это колоритное заведение каталонцев, бывали и заезжие знаменитости: Ленни Кравитц, Джимии Картер, Роберт де Ниро, Джорджо Армани...
Но нам-то прежде всего интересны не они, и не Пабло Пикассо, и не Жоан Миро (которые, разумеется, тоже здесь бывали) а наш Сальвадор Дали - а он, как мы уже сказали, вкушал здесь пищу богов далеко не единожды! Об этом красноречиво свидетельствует артефакт, бережно и торжественно хранимый владельцами заведения и представленный на фото слева.
Вглядитесь в эти лица! Узнаете пронзительный, умный, немигающий и тяжелый взор каталонского Маэстро? А в глубине снимка - не самую искреннюю улыбку и небольшие, близко посаженные глаза Музы художника - нашей незабвенной Гала? Узнаете оставленный Дали на память автограф? Вот то-то!
Если бы я оказался в Барселоне в качестве туриста (что, увы, невозможно), то обязательно бы скоротал вечерок за ужином в ресторане "Los Caracoles". Он всячески достоин этого - уже за одну свою историю и живописную атмосферу. Но ведь есть еще и кухня, и, поверьте, весьма и весьма неплохая!
И, если уж речь зашла о ресторанах, следует упомянуть и еще парочку заведений, которые любил посещать Дали в Барселоне: el Via Veneto, Les Sets Portes, el Perellada, , Els Cargols, Quo Vadis, el Windsor, La Orotava - в эти живописные, славные долгой и богатой историей места Дали любил хаживать с Гала, либо, что случалось значительно чаще, особенно, с середины 60-х (Гала старела и все реже показывалась на публике), в окружении шумной веселой ватаги молодых симпатичных людей мужского и женского пола, поставляемых ему в качестве эскорта модельными агентствами Барселоны.
Не следует забывать и о традиционной национальной забаве испанцев - корриде. Это сейчас коррида в Каталонии запрещена. А в свое время в одной только славной Барселоне было целых три арены для боя быков, одна из которых - " Plaza Monumental" считалась одной из главнейших в королевстве Испания.
Именно "Монументаль" и любил посещать Сальвадор Дали - причем, чаще всего, с Амандой Лир, популярной в свое время певицей, актрисой и фотомоделью. Собственно, популярной, прежде всего, ее сделала именно дружба с великим Сальвадором.
Многие, как мне кажется, и стремились попасть в ближайшее окружение Дали только для того, чтобы в лучах его славы толпа разглядела и их скромные фигурки - и многим это удавалось. Впрочем, Аманду и сам Дали выделял из бесчисленной своей свиты.
При первой жке встрече он сделал ей комплимент, заявив: "У вас прекрасный череп и высококачественный скелет". Что же, Аманда, обладательница "прекрасного черепа", решила, что нужно держаться к Дали поближе - и не прогадала. Вся ее последующая карьера - плод дружбы с усатым каталонцем.
Еще один момент, связанный с Дали-барселонцем, о котором практически ничего не известно - это его активная помощь своим землякам в США.
Обычно Дали принято изображать эдаким законченным эгоистом и эгоцентриком, который никого кроме себя (и своей второй половинки - Гала) не видел, не замечал и не желал знать; который именовал себя даже не гениальным, а "божественным Дали", и следовательно, с высот своей "божественности" просто не мог разглядеть всякую прочую мелочь, копошащуюся далеко внизу, под его титаническими ногами.
Смею вас уверить - это не так. Сальвадор Дали использовал свои связи и влияние, чтобы продвинуть в тех же Соединенных Штатах творчество таких своих земляков, как, например, Антони Тапиес, Хавьер Корберо, Бигас Луна - и многих других. Это, согласитесь, разрушает образ заносчивого и высокомерного гения - но настоящий Дали никогда таким и не был.
"Нет пророка в своем отечестве" - это слова я уже вспоминал применительно к Антонио Гауди - но в той же мере справедливо они звучат и в отношении Дали.
Долгое время в Каталонии, и в столице ее - Барселоне - принято было относителься к Дали едва ли не пренебрежительно. Если его и ценили, то только за несомненное мастерство рисовальщика, а также за его работы сюрреалистического периода - и не более.
Сейчас, разумеется, все изменилось, однако по-прежнему в Барселоне нет ни улицы, ни площади, названных именем Сальвадора Дали, да и количество работ Маэстро, который столько сделал для того, чтобы Барслеону узнали в мире, по-прежнему стремится к нулю.
Конечно, есть замечательный, потрясающий Театр-музей Дали в Фигерасе - но не мешало бы и каталонской столице воздать дань уважения мастеру. Сальвадор Дали ее безусловно заслужил.
Статьи по теме: