"Галарина" - Сальвадор Дали (1945)

Индивидуальные экскурсии из Барселоны в Театр-музей Сальвадора Дали

"Галарина" (1945) - один из безусловных шедевров "американского" периода Сальвадора Дали, по праву занимающий видное место в экспозиции Зала Сокровищ Театра-Музея Дали в Фигерасе.

 

Как и знаменитая "Корзинка с хлебом", картина "Галарина" впервые была представлена публике на персональной выставке Сальвадора Дали в галерее Бину в Нью-Йорке, проходившей с 20 ноября по 29 декабря 1945.

И снова Гала, которой, как иногда может показаться, чересур уж много в полотнах Дали, однако дадим слово самому художнику: " Она - редчайшее из живущих созданий, суперзвезда, которую, тем не менее, нельзя сравнить с Каллас или Гретой Гарбо: потому что всякий, если пожелает, может видеть их сколько угодно часто, Гала же - невидимое существо, анти-эксгибиционистское по своей натуре". 

Возможно, это нежелание супруги часто появляться на публике Дали и компенсировал постоянным введением ее в сюжеты своих картин. "Галарина" была написана в США в 1944-1945 г.г. В этот период Дали, по его собственным словам, впервые за всю свою жизнь понял, как нужно писать. Ежедневная работа над полотном по нескольку часов в день поглощала его целиком. 

В некотором смысле, этот очевидно "академический" Дали - переходная ступень к "ядерному мистицизму", когда работе над каждым полотном художника будут сопутствовать сложные математические расчеты с привлечением известных ученых (напр., "Атомная Леда", 1947-1949), а триединой основой, на которой будет строиться все творчество каталонского художника в последующие десять лет, станет симбиоз религиозного мистицизма, ядерной физики и академического письма.  

Тогда же, работая над "Галариной", Дали был прежде всего поглощен техникой живописи, пытаясь проникнуть в секреты великих мастеров Ренессанса, чтобы использовать их в своих работах.  Сальвадор настолько был увлечен процессом, что в конце концов даже перестал обращать внимание на реплики возлюбленной Галы, обращенные к нему: слова музы попросту пролетали мимо ушей "Божественного."

В то время Дали мог внезапно подхватиться с постели посреди ночи - только потому, что, по его мнению, требовалось добавить какой-нибудь мельчайший штрих к создававшемуся в муках полотну. Поведение его в тот период было отмечено всеми симптомами маниакальной одержимости и священного творческого безумия. 

Как-то Гала даже сказала ему: "Друг мой, а что бы ты сказал, если бы вдруг оказалось, что ты тоже должен идти на войну, как все эти парни - немедленно и прямо сейчас? Вот это, мне кажется, была бы действительно серьезная проблема, на фоне которой твои творческие метания выглядят куда менее драматичными!"

Дали, поглощенный работой, слушавший слова Гала вполуха, тут же, не задумываясь, ответил: "В этом случае, дорогая, я бы просто не позволил ТЕБЕ идти на войну!". Интересно, что у него даже и мысли не возникло о том, что если кому-то из них двоих и придется идти воевать - это будет не он, а Гала.

Случай этот, расказанный самим художником, лишний раз показывает, насколько прочную защитную оболочку воздвигла вокруг своего творческого мужа Гала. 

Что до картины, Дали сказал о ней следующее: "Я начал писать эту картину в 1944-ом году и работал над ней полгода, по три часа каждый день. Я назвал ее "Галарина", потому что Гала для меня то же, чем Форнарина была для Рафаэля. И, совершенно непредумышленно, здесь перед нами снова появляется... хлеб! При внимательном и длительном рассмотрении станет ясно, что скрещенные руки Гала похожи на переплетенные прутья корзинки для хлеба, а ее грудь - на горбушку хлеба.

Я уже писал Гала с двумя бараньми ребрышками на плече, выражая свое подсознательное желание проглотить ее. То был период чистейшего разгула фантазии. Теперь же, когда Гала поднялась на высшую ступень в геральдической иерархии моего достоинства, она стала для меня корзинкой с хлебом."

Шедевры Театра-музея Дали. Галарина, 1945

Аналогии, проводимые Дали, не случайны. В этот же период им написана знаменитая "Корзинка с хлебом", также являющаяся частью коллекции Театра-Музея. Отметим, что браслет фирмы Фаберже в виде змеи, аналогичный тому, что мы видим в картине Галарина (это украшения из одного набора), уже появлялся в картине Дали "Первородный грех" (1941).

Дали и вообще очень любил эти украшения, и жаль, что несколькими годами позже, в одном из отелей Калифорнии они были украдены прямо из номера вместе с прочими драгоценностями Гала.

Что касается несколько странного названия картины, оно напрямую связано со знаменитой работой Рафаэля "Форнарина", где Санти изобразил свою полулегендарную возлюбленную Маргериту Лути по прозвищу "Булочница" -  принято считать, что отец ее был именно булочником (ит. fornario).

Рафаэль, влюбившись в славную красой "булочницу", выкупил ее у папаши и снял ей виллу, где и предавался с дочерью пекаря любовным утехами. Дали, для которого Рафаэль всегда яавлялся одним из главных авторитетов в мире живописи, решил создать свою версию известной картины, что подтверждает и схожий сюжет. 

А в названии он попросту совместил оба имени, а точнее, в обоих случаях, прозвища: Гала и Форнарина - так и поучилось "Галарина". 

Не так давно в Театре-музея проходила временная выставка, посвященная влиянию Рафаэля на творчество Дали - и рядом с нашей "Галариной" разместили "Форнарину" Рафаэля (жаль, не оригинал, а копию), так что туристы могли сравнивать двух муз, что называется, "не отходя от кассы". 

Экскурсия в Театр-музей Сальвадора Дали
Путеводитель по Театру-музею Сальвадора Дали
Барселона-экскурс - экскурсии и гиды в барселоне

Write a comment

Comments: 0