В экспозиции Театра-музея Сальвадора Дали в Фигерасе кое-какие перемены: в Зале Сокровищ в экспозицию добавлена очень редко выставляющаяся картина Маэстро "Сюрреалистическая композиция с невидимыми фигурами" (около 1936 г.).
Это небольшая работа (масло, картон, 61х46 см) сюрреалистического периода Дали была приобретена Фондом Гала-Сальвадор Дали на аукционе Кристи в Нью-Йорке в 1998-ом и с той поры нечасто радовала посетителей своим присутствием в экспозиции.
Интересно, что картина написана в два этапа, перерыв между которыми составляет ровно 10 лет. Работу над ней художник начал еще в 1926, выполнив великолепный пейзаж, который передает всю одержимость Дали красотой с детства знакомых ему мест: этим видом Сальвадор любовался из окон загородного дома в местечке Эс Льянер неподалеку от Кадакеса: здесь семейство Дали традиционно проводило летние месяцы.
Манера письма, в которой выполнена верхняя половина картины, сразу вызывает в памяти работы Сальвадора Дали как раз середины двадцатых г.г.: достаточно вспомнить восхитительную "Девушку у окна", написанную как раз в 1925-ом.
Сходство, в том числе и пейзажное, как видим, неоспоримо. Ранее нижняя половина "Сюрреалистической композиции" изображала скалистый ближний берег и фигуру купальщицы, явно застигнутой врасплох и закрышей лицо рукой.
Однако, вернувшись к картине десятилетие спустя, Дали полностью переписал нижнюю половину картины.
Вместо скал и женской фигуры возникло некое подобие подиума или сцены, где в левом углу виден многоцветный пьедестал и цилиндрическая колонна с рубиновым сердцем, которая, очевидно, служит выражением творческого эго художника.
Следует также отметить отсутствие самих персонажей, или фигур, что вполне логично: ведь они, в соответствии с названием картины, "невидимы".
Интересны также муравьи, типичные для многих работ художника. Здесь они присутствуют в нише, образованной явно жеснским телом, и как раз там, где должно находиться лоно женщины.
Не будем забывать: муравьи в работах Дали символизируют, среди прочего, и сильное сексуальное желание. Первые годы (или хотя бы месяцы) совместной жизни Дали и Гала, по выражению самого художника, были полностью поглощены "изучением физиологических особенностей друг друга".
Для Дали Гала была и вообще первой женщиной в его жизни, и он мог, пока она спала, наблюдать ее, спящую, часами, не веря, что "целая, настоящая, живая женщина, котороая ворочается во сне, сопит, может пукнуть, у которой есть волоски, коленки, подмышки" - одним словом, удивительное существо под названием "женщина", тем более, женщина-богиня (а Гала для Сальвадора и была почти-божеством) принадлежит безраздельно ему.
Наблюдая ее во время этих ночных бдений, он - тогда еще молодой и не так страдавший от извечных проблем в сексуальной сфере - должен был вожделеть ее самым страстным образом - как, наверняка, и было.
Статьи по теме:
Write a comment