Картина Сальвадора Дали "Первородный грех" (1941), приобретенная Фондом "Гала-Сальвадор Дали" в 2001 году и практически неизвестная широкой публике, ныне экспонируется в "Зале Сокровищ" Театра-музея Дали в Фигерасе.
Первоначально это чудесное полотно небольших размеров (50 Х 65 см) было куплено американкой Лютер Грин, после принадлежало изветному поэту, коллекционеру и хорошему знакомому Сальвадора Дали Эдварду Джеймсу, затем галерее Davlyn, у которой, собственно, картину и купил Фонд "Гала-Сальвадор Дали", управляющий имуществом художника.
Личные впечатления от знакомства с оригиналом: восторг и желание не отходить от "Первородного греха" как можно больше. Картина хороша - я бы даже сказал, прекрасна.
Дали демонстрирует безупречное техническое мастерство и ту самую тягу к гиперреализму, которая достигнет апогея в знаменитой "Корзинке с хлебом" (1945), бессменно занимающей центральное место в том же "Зале сокровищ".
Наши туристы с особым восторгом отмечают, как здорово выписаны сбитые, растоптанные и почти потерявшие форму ботинки - но разве женская нога с венами, которые, когда смотришь "Первородный грех" Дали в оригинале, кажется, даже пульсируют - не достойна восхищения?
Все основные персонажи библейского сюжета о грехопадении человеческом и изгнании из Эдема представлены здесь самым наглядным образом: неуемно любопытная Ева (нога-то - женская, и мы даже знаем, кому она принадлежит); Змей-искуситель, который в виде изящного украшения обвивает стройную ножку Евы-Галы; Адам (ботинки-то - мужские!), тяжесть грехопадения которого представлена особенно зримо через плачевное состояние, в котором находится обувь...
Особенно гениально, на мой взгляд, изображает Сальвадор Дали утраченный рай - оставляя задник полотна совершенно пустым. То есть, иными словами, Дали пишет этот потерянный Эдем, не написав ровным счетом ничего - но этот кажущийся парадокс вполне закономерен и логичен: ведь рай-то - УТРАЧЕН, человек, вкусивший от древа познания, лишен его навсегда!
Интересно отметить, что браслет фирмы Фаберже в виде змеи, изображенный на картине, позже, в 1945, появится вновь, украшая на этот раз руку жены художника в очень известном полотне "Галарина", также представленном в "зале сокровищ" Театра-музея.
Дали и вообще очень любил этот браслет, и жаль, что несколькими годами позже, в одном из отелей Калифорнии это замечательное украшение было украдено прямо из номера вместе с прочими драгоценностями Гала.
Не могу не отметить и еще одну аналогию, мгновенно приходящую на ум при виде "Первородного греха" - речь, конечно же, о картине "Башмаки" Винсента Ван Гога, который посредством изображения видавшей виды пары обуви выстроил целую жизненную философию.
Можно не сомневаться, что Сальвадор Дали, затевая свойю картину, держал в уме серию "Башмаков" знаменитого голландца.
Статьи по теме:
Write a comment