Сальвадор Дали известен как создатель, пожалуй, самых фантасмагорических образов и сюжетов в живописи 20-го века. Однако мало кто знает, что зачастую в основе всего этого буйства фантазии лежит самая что ни на есть реальная реальность. Всего в нескольких км от дома художника в рыбацком селении Порт-Льигат, где Дали жил и работал, находится крайняя оконечность Пиренейского полуострова - мыс Креус. Именно там художник и черпал вдохновение для своих удивительных работ.
В подтверждение слов своих приведу цитату из "Тайной жизни Сальвадора Дали, написанной им самим": "...На этих скалах, после долгого созерцания и размышления и родилась "морфологическая эстетика мягкого и твердого", вся вышедшая из средиземноморской готики Гауди.
Можно ли поверить, что Гауди, как и я, видел в молодости эти так повлиявшие на меня скалы? В этом для меня материализовался принцип паранойальной метаморфозы, о котором я уже несколько раз говорил в этой книге.
Все образы, подсказанные скалами, изменяются по мере того, как вы продвигаетесь или отсупаете. Не мной это придумано, но рыбаки давно уже благословили эти мысы, бухты и скалы самыми разными именами: верблюд, паук, воробей, мертвая женщина, львиная голова..."
Скалы мыса Креус поистине удивительны, и потому, простите за каламбур, совсем не удивительно, что такой восприимчивый молодой человек, как Сальвадор Дали, находил в них бесконечное множество образов для своих картин.
Сегодня мы поговорим об одном из расположенных там каменных валунов под названием "Cavallera", которому суждено был стать прототипом одного из вариантов автопортрета Дали и, в частности, ключевым "персонажем" знаменитой картины "Великий мастурбатор" (1929) находящейся ныне в Центре искусств королевы Софии в Мадриде.
Вот оно, это причудливое каменное образование, на совесть обработанное водой, мощнейшими ветрами и временем. Напоминает печального носатого монстра, в одночасье окаменевшего и впавшего в вечный сон. А вот этот "монстр" в картине "Великий мастурбатор":
И снова полюбуемся валуном, снятым с несколько иного ракурса:
А теперь им же, но в не менее знаменитой картине Дали - "Настойчивость памяти" (1931, Музей современного искусства, Нью-Йорк):
И снова тот же валун:
И его интерпретация в полотне "Загадка желания: моя мать, моя мать..." (1929, музей Фолькванг, Эссен):
А вот картина "Мрачная игра" (1929, Париж, частная коллекция), где молодой Дали снова изображает себя в виде того же "спящего монстра":
И еще одно не менее известное полотно 1929-го г. - "Портрет Поля Элюара" (1929, частная коллекция), где без труда опознается все тот же образ.
Всякая фантазия в определенном смысле реальна - поскольку реален человек, ее породивший. Здесь же, как видим, "вымышленная реальность" Сальвадора Дали берет истоки в реальности "настоящей", воплощенной самой Матушкой-природой в ужасающем и прекрасном нагромождении скал мыса Креус.
Вот почему всякий визит туда для нас и наших туристов - это захватывающее путешествие внутрь картин Сальвадора Дали. Приглашаем и вас - будет интересно!
Статьи по теме:
Write a comment