"Имперские фиалки" Сальвадора Дали - одно из недавних приобретений Фонда "Гала-Сальвадор Дали", безусловный шедевр Дали-сюрреалиста, стоящий в одном ряду с такими известными полотнами, как "Загадка Гитлера" или "Мягкий автопортрет с жареным беконом".
14 января 2015-го, во время очередной экскурсии по Театру-Музею Сальвадора Дали не только мои туристы, но и сам я впервые увидели "Имперские фиалки" ("Violetas Imperiales") в оргинале.
Эта картина ( масло, холст, 100 Х 142,5 см) стала приобретением Фонда Гала-Сальвадор Дали завершающим актом в программе культурных мероприятий, посвященных 40-летию музея.
12 января Антонио Пичот, бессменный деректор музея на протяжении 40 лет, близкий друг Сальвадора Дали в последний период жизни художника, по традиции представил эту работу лично, а с 13-го января 2015 она присутствует в постоянной экспозиции музея.
Картина приобретена не на аукционе, а у частного лица, пожелавшего сохранить анонимность, и потому стоимость ее не сообщается. По моим соображениям, одна должна составлять где-то шесть, шесть с половиной миллионов долларов - но это всего лишь мои предположения.
Картина "Имперские фиалки" снабжена автографом "Гала-Сальвадор Дали" и датирована 1938-м годом. То есть, это Дали сюрреалистического периода - но как же не похожий на Дали-сюрреалиста первой половины 30-хх! Вспомните яркие, насквозь пронизанные всепоглощающим средиземноморским светом работы 32-го, 33-го, 34-го годов - и контраст станет особенно ощутим.
Объясняется всё просто. Дали писал картину в 1938-м. А что происходило в это время в Европе? Во-первых, вовсю гремела Гражданская война в Испании, раздиравшая страну и нацию надвое, а во-вторых, над всей старушкой-Европой, да, пожалуй, и миром, нависла опасность всемирной бойни, 2-ой мировой войны, которая вскоре и началась.
Угроза всемирного апокалипсиса, который вот-вот разразится, сметая все на своем пути, мучительное ожидание катастрофы, мрачное затишье перед бурей - такие настроения царили тогда в Европе, и работы Дали, как очень чувствительный барометр, предельно точно их отражают. Мрачны и траурны царившие в Европе ожидания - и также мрачны краски на картинах Дали.
В эти годы Дали и Гала оставили Испанию и колесили по Европе, не имея постоянного места жительства. Считается, что работу над полотном "Императорские фиалки" Дали вёл урывками, останавливаясь погостить на виллах своих друзей во Флоренции, Великобритании или Франции.
Скорее всего, художник прекратил работать над картиной осенью 1938-го, во время своего визита на виллу "Ла Пауза", расположенную недалеко от Монако и принадлежавшую Коко Шанель, близкой подруге Дали и Гала.
Примечательно, что как раз в те дни, 29 сентября 1938-го лидеры Европы Гитлер, Муссолини, Чемберлен и Даладье подписали позорный "Мюнхенский Пакт", в соответствии с которым наглые притязания Гитлера на часть Чехословакии были удовлетворены, и Германии отошла Судетская область.
Очень хорошо выразился по этому поводу Уинстон Черчилль: "Англии был предложен выбор между войной и бесчестьем. Она выбрала бесчестье и получит войну".
Как известно, все попытки проводить политику "сглаживания и умиротворения" оказались неспособны сдержать гитлеровскую экспансию . Мир был обречен на войну, что вскоре и подтвердилось.
Характерно, что значительная часть переговоров, предшествующих подписанию "Мюнхенского Пакта", велась сторонами по телефону - отсюда в картине изображение телефонной трубки. Но заметьте, трубка эта ни к чему не подсоединена, что указывает на то, что основная ее функция, коммуникативная - более не выполняется.
Люди перестали слышать друг друга, все перговоры не способны более ни к чему привести, и катастрофы избежать не удастся - скорее всего, именно таков посыл Дали в этой работе.
Это же тревожное чувство грядущей беды вызывают и другие изображенные на картине предметы: обед из сардинок, брошенный явно в середине трапезы, как будто обедавшие были застигнуты ужасной вестью врасплох; голый скелет-остов лодки, фигура спешащего убежать с открытого места мужчины, который тащит за руку ребенка...
Единственное светлое пятно, намеренно контрастирующее с мрачным колоритом всеего полотна - это каталонская фермерская усадьба, т. н. "масия", которая у всякого каталонца всегда ассоциируется с устойчивым бытом, отчим домом и размеренной счастливой жизнью без потрясений и катастроф.
Образ масии выражает веру в то, что минует смутное время, отгремят войны, прольется необходимое злым богам количество человеческой крови и слез - и на земле вновь воцарятся мир и покой.
Кроме того, как думается мне, в нем Дали запечатлел и свою тоску по Каталонии, вдали от которой он в тот момент находился. Об удаленности художника от родных краев говорит и пейзаж, не имеющий ничего общего с весьма характерными очертаниями скал мыса Креус.
Что до названия полотна - оно полностью повторяет название кинофильма "Имперские фиалки" (1923), в котором блистала несравненная барселонка Ракель Меллер, и эта омонимия совсем не случайна: начало 20-хх было "счастливой эпохой", а 38-ой - смутное и страшное время, когда мир застыл на пороге войны.
Объединяя названием свои мрачнейшие "Фиалки" с беззаботной кинолентой, Дали призывает нас сравнить две эпохи и осознать вопиющий контраст между одной и другой.
Длительность базовой экскурсии в театр-музей Сальвадора Дали - 7 часов.
Стоимость: 1-3 человека - 330 €, 4-5 человек - 360 €, 6 человек - 410 €. Заказать экскурсию
Примечание: цена входных билетов (стоимость билета - 14 €) не включена в стоимость экскурсиии.
Помимо базового, мы предлагаем также следующие варианты экскурсий, включающие объекты Сальвадора Дали:
Театр-музей Сальвадора Дали+замок Гала в Пуболе
Театр-музей Дали в Фигерасе+дом Дали в Порт-Льигат
Треугольник Дали (дом Дали в Порт-Льигате+театр-музей Дали в Фигерасе+замок Гала в Пуболе)
Театр-музей Дали+Каталонская Венеция - Эмпуриабрава
Write a comment