Триптих "Искушение Святого Антония" (1505 - 1506) - одно из ключевых произведений нидерландского художника Иеронима Босха, прославившегося своим необычайным искусством изображать пороки греховного по изначальной сути своей человечества так, что даже закоренелые развратники и злодеи ужасались и, пав на колени, клялись перед Богом не грешить никогда более.
Святой Антоний (251 - 357) - раннехристианский святой, пустынник и подвижник, считающийся отцом-основателем истинного отшельнического монашества, осиянного духовной чистотой и особойне поколебимостью веры. Традиционно Антоний изображается с посохом в виде тау-креста, с колокольчиком для отпугивания бесов, а также со свиньей.
К средним векам популярность Святого Антония достигла такой силы, что в 1070 году был основан орден Святого Антония. В искусстве особую популярность получил эпизод из жития Святого, когда тот поселился в развалинах воинского поселения в Писпире на берегу Нила и прожил там двадцать лет в полном уединении, будучи множество раз жестоко искушаем дьяволом. Искусы, эти, однако, лишь укрепляли веру Антония, который налагал на себя все более тяжкие обеты - и успешно противостоял козням Сатаны.
Именно этот аспект жития Святого Антония - тяжесть искуса, которой противостоит непоколебимая твердость веры -и привлекал творцов более всего. Тот же Иероним Босх обращался к этой теме по меньшей мере дважды: помимо обсуждаемого нами триптиха, который находится в Национальном музее старинного искусства в Лиссабоне, существует также и картина Босха с тем же названием, хранящаяся в музее Прадо в Мадриде.
Для Босха, привыкшего высмеивать и бичевать грехи человеческого рода, беспримерная сила духа Святого Антония была квинтэссенцией Божьего присутствия в нашем мире. Следует понимать, что "наш мир" времен Босха самым существенным образом отличался от сегодняшнего. Не то чтобы наш нынешний светский мир был лучше средневекового - скорее, как раз наоборот - просто мир времен Босха жил по иным принципам, взращивал других бесов и верил другим святым.
Именно - верил. В средневековом, насквозь религиозном мире существование Бога, Рая, Ада и, соответственно, Сатаны не подвергалось ни малейшему сомнению. Пришествия Антихриста ожидали так, как сегодня ожидают поезд метро - то есть, нисколько не сомневаясь, что он вот-вот придет.
Европейские средневековые города - средоточие порока - развивались, росли и богатели пугающими темпами, затягивая свое глупое население в черную дыру абсолютного зла. В этих условиях пример Святого Антония, бежавшего от людского скопления в пустыню и выстоявшего там в битве с самим Дьяволом, был как никогда актуален.
Искушение Святого Антония - центральная часть
На площади перед полуразрушенным строением, напоминающим Вавилонскую башню, элегантно одетые в церковные одеяния дамы справляют Черную мессу в окружении фантистических тварей, порожденный болезненной и неуемной фантазией Босха.
В этой части триптиха от Босха особенно досталось алхимикам, чернокнижникам и прочим еретикам, достойным адского пламени.
Гигантский красный плод (явно символизирующий одну из фаз алхимического процесса) ивергает из своего нутра целый сонм чудовищ во главе с бесом, играющим на арфе и передвигающимся на странном, напоминающем черепаху существе, обутом в деревянные башмаки.
Композицию дополняет группа строений на зданем плане, элегатно подсвеченных пламенем пожирающего их пожара. Симбиотические твари, являющие собой продукты странного союза живой и неживой материи, бороздят тревожное предгрозовое небо.
Искушение Святого Антония - левая створка
Левая створка триптиха посвящена полету и падению святого Антония. В верхней части Антоний подхвачен летающими бесами и увлечен ими на небо. Когда Святой творил молитву, памятуя о том, что искушение рядом и повсюду, на него навались целым скопищем бесы, избили Антония, унизили его, после, вознесли с собою на небо и сбросили его с огромной высоты.
Центральная часть примечательна демоническим голозадым существом, стоящим в "позе коровы. К пространству между ног его, образующим своего роду пещеру, движется группа бесов, явно представляющая собой пародию на религиозное шествие.
Образ интересен тем, что склон холма одновременно является его спиной, а трава - зеленым плащом - иными словами, перед нами не что иное, как знаменитый "двойной образ" который часто использовали в своих работах сюрреалисты, в особенности - наш чудесный Сальвадор Дали. Вот и говори после этого, что Босх - не современный художник!
Еще чуть ниже изображен Святой Антоний, котрого после падения с неба поднимают монахи его же ордена - антониты. Примечательно, что в качестве одного из монахов в этой группе Босх изобразил самого себя.
Еще ниже разбойничья шайка мерзопакостных тварей внимает чтению плутоватого монаха. К этой группе приближается птица-монстр на коньках, имеющая при себе письмо с надписью "жирно. Очевидно, это камень в огород священников, наживающихся на торговле индульгенциями.
Искушение Святого Антония - правая створка
Правая створка триптиха, как несложно догадаться, посвящена, главным образом, грехам сладострастия и чревоугодия. Нагая дьяволица, с обманчивой скромностью прикрывающая лобок, напоминает не только об одном из главных искушений Святого во время его 20-летнегоотшельничества, но и об известном факте: грехопадение многострадального человечества началось с Евы, отличавшейся неуемной любознательностью и вкусившей плод с Древа познания.
После этого Адам и Ева поняли, что они, в некотором роде, голые, осознали приятную сущность сексуальной привлекательности - и, что называется, "понеслось". Так, собственно, и появились все мы.
Накрытый стол на переднем плане слева, содержащий отсылку к греху чревоугодия, интересен пародией на такие важнейшие евхаристические символы, как хлеб и вино: несложно заметить, что их кувшина с вином самый кощунственным образом торчит свиная нога.
Статьи по теме:
Авторский путеводитель по Театру-музею Дали
Моне и Мане - так в чем же, наконец, разница, и есть ли она вообще?
Write a comment