"Святой Павел" - в некотором роде уникальная работа Веласкеса: хотя бы уже в силу того, что это одна из немногих вещей севильского художника, находящихся за пределами мадридского музея Прадо, обладающего, как известно, самой полной коллекцией произведений Диего Веласкеса в мире.
Но не всё Мадриду масленица! И в Барселоне есть "немножко Веласкеса". Ранняя работа знаменитого Диего "Святой Павел" с 1944 года находится в Национальном музее искусства Каталонии.
Картина принадлежит к юношескому периоду в творчестве Веласкеса и была написана предположительно между 1618 и 1620 годами.
Картина была атрибутирована кисти Веласкеса Августом Майером в 1921 году, и атрибуция эта была безоговорочно признана большинством критиков и специалистов. В 1841 году "Святой Павел" был приобретен маркизом де Фуэнтесом в Мадриде, позже находился в собрании дона Педро Жиля в Барселоне, вдова которого и продала работу музею в 1944 году.
Святой изображен сидящим в три четверти к зрителю и закутанным в широкий зеленоватый плащ, прикрывающий красную тунику. Веласкес прекрасно написал глубокие складки, передающие тяжелую текстуру ткани.
Степень проработки драпировок, удачно подобранный общий землистый фон и направленное освещение вместе с очень характерным лицом персонажа красноречиво свидетельствуют о высокой степени натурализма, достигнутой художником уже в этот ранний период.
Вместе с тем, изображение тела святого вызывает ряд вопросов - создается ощущение, что в области ног под тяжелой плотной тканью нет вообще ничего. Что касается лица Святого Павла - в его чертах просматривается несомненное сходство с одним из персонажей картины "Завтрак", а также с работой "Голова апостола", хотя идентифицировать модель в наши дни не представляется возможным.
Интересно, что Веласкес отошел от традиционной иконографии святого Павла, одной из наиболее систематизированных в христианском искусстве. Художник отказался от самого распространеннго иконографического атрибута Святого Павла - меча, заменив еего полускрытой под плащом книгой, явно намекающей на послания от отличительного его меча, замененного полускрытой книгой под плащом, намекающей на Послания апостола Павла.
Также Веласкес отказался от традиционной иконографии в отношении внешнего вида святого, которого обычно изображали лысым и с острой черной бородой. В этом Диего Веласкес явно следовал наставлениям своего учителя Франсиско Пачеко, собранным в ``"Искусстве живописи ".
Статьи по теме:
Христос, несущий крест - картина Эль Греко
Самые известные работы Леонардо да Винчи
Write a comment