Направляясь от монастыря Монсеррат к Святой Пещере, в самом начале этого живописного, изобилующего спусками и подъемами пути над пропастью вы встретите довольно жутковатую скульптуру, выполненную из травертина. Уже это, а также некоторые стилистические особенности работы ясно дают понять: пред нами очередная работа Жозепа Марии Субиракса, о работах которого, в том числе, и на Монсеррат, мы не раз рассказывали.
Скульптура Субиракса, о которой пойдет речь в этой статье, изображает святого Доминика - и не какого-нибудь, а "того самого", имя которого прочно ассоциируется с варварством средневековой инквизиции.
На всякий случай, напомним: Доминик де Гусман Гарсес, или Доминго Гарсес, родившийся в 1170 году в испанской Калеруэге и умерший в 1221-ом в Болонье - испанский католический монах, проповедник, основатель Ордена проповедников, более известного как орден доминиканцев, святой Каталолической церкви.
Святой Доминик - фигура крайне противоречивая. В юности прославившийся неисчерпаемой добротой и состраданием ко всем "униженным и оскорбленным", в годы борьбы с альбигойской ересью, охватившей весь юг соседней с Каталонией Франции, Доминик прославился, как самый непримиримый деятель церкви, призывавший унитожать "альбигойскую заразу" и ее "разносчиков" всеми возможными способами.
Во многом благодаря активности Святого Доминика и возник церковный трибунал под названием "Инквизиция", основными функциорами которого сделались как раз доминиканцы.
Однако при работе над скульптурой святого Субиракса интересовала прежде всего другая ипостасть этого религозного деятеля. Присмотревшись, вы обнаружите в руке святого католические четки - и это не случайно. Дело в том, что традиция Католической Церкви связывает появление традиционных католических четок, а также молитвы на четках, (и то и другое называется Розарием), именно с персоной Святого Доминика. По легенде, Розарий был вручён св. Доминику в 1214 г. во время явления Девы Марии.
Классические чётки для Розария состоят из объединенных в круг пяти наборов из десяти малых бусин и одной большой, а также трёх малых, одной большой бусины, креста и медальона.
Духовная практика Розария, читаемая по чёткам, являет собой чередование молитв "Отче наш", "Радуйся, Мария и "Слава", которым должны сопутствовать размышления о тайнах, соответствующих определённым евангельским событиям. Что касается тайн, среди них, согласно класической традиции выделяют:
Радостные (лат. Mysteria Gaudiosa), в которых размышляется о тайне Божией любви
1. Благовещение Божией Матери (Лк. 1, 26–38)
2. Посещение Девой Марией святой Елисаветы (Лк. 1, 39–56)
3. Рождение Иисуса Христа (Лк. 2, 1–21)
4. Сретение Господне (Лк. 2, 22–40)
5. Обретение Отрока Иисуса в Иерусалимском храме (Лк. 2, 41–52)
Скорбные (лат. Mysteria Dolorosa), в которых размышляется о тайне Иисуса Христа, которая совершилась через распятие
1.Предсмертное борение в Гефсиманском саду (Мф. 26, 36–46; Мк. 14, 32–42; Лк. 22, 39–46)
2. Бичевание Иисуса Христа (Мф. 27, 24–26; Мк. 15, 6–15; Ин. 19, 1)
3. Увенчание терниями (Мф. 27, 27–31; Мк. 15, 16–20; Ин. 19, 2, 3)
4. Крестный путь (Мф. 27, 32–44; Мк. 15:21–32; Лк. 23, 26–43; Ин. 19, 16–27)
5. Смерть на кресте (Мф. 27, 45–56; Мк. 15, 33–41; Лк. 23, 44–49; Ин. 19, 28–37)
Славные (лат. Mysteria Gloriosa), в которых прославляется Христос, через которого и вместе с которым христиане стремятся к вечной жизни
1.Воскресение Иисуса Христа (Мф. 28, 1–10; Лк. 24, 1–12; Ин. 20, 1–10)
2. Вознесение Христа (Лк. 24, 50–53)
3. Сошествие Святого Духа на Апостолов (Деян. 2, 1–13)
4. Успение Пресвятой Богородицы
5. Увенчание Девы Марии небесной славой (Откр. 12, 1)
Как видим, каждая разновидность содержит по пять тайн, что в общей сложности дает нам пятнадцать. Так подробно мы рассказываем об этом совсем не случайно. Прежде, чем вы доберетесь до Святой Пещеры, вы пройдете мимо пятнадцати скульптурных групп, каждая из которых, как несложно догадаться, посвящена одной из тайн и является, по сути, ее скульптурно-материальным воплощением.
Таким образом, то, что для нас является приятной прогулкой с красивыми видами, для истово верющего католика являет собой не что иное, как путь, специально предназаченный для чтения молитв Розария.
Показательно, что скульптура, посвященная "отцу" Розария, святому Доменеку, имеет одну интересную особенность. По мере того, как вы будет проходить мимо нее, наблюдая её все более в профиль, лицо святого начнет обращаться в жуткий безносый череп. Вероятно, таким образом скульптор Субиракс решил все же отметить весьма неоднозначный след, который оставил святой Доминик в мировой истории.
Статьи по теме:
Write a comment