Церкоквь Сант-Пере Ноласк (Sant Pere Nolasc) в Барселоне выполнена в стиле барокко и построена между 1710 и 1746 г.г. Изначально, впрочем, никакого отношения ни к ордену Мерседариев, ни к его основателю - святому из Барселоны Пере Ноласку - она не имела.
Здание церкви принадлежало монастырю, возведенному по инициативе Конгрегациии Святого Винсента де Поля. Примерно в 1800 году провансальский художник Жозеф-Бернар Фложье, который вскоре был назначен директором барселонской академии изящных исккусств Ла Льотха, осуществил обширную реставрацию церкви, однако долго пользоваться плодами этой тщательной и объемной работы монахам не пришлось.
Во время Французской войны, а точнее с 1808 года, монастырь использовался наполеоновскими войсками как военный госпиталь. Эта функция сохранялась, за исключением двух коротких периодов (1813-1821 и 1822-1823, когда здесь была табачная фабрика), до 1942 года, когда монастырь был передан городскому совету Барселоны.
Завершив работы над новым военным госпиталем Валь д'Эброн, в 1943 году городской совет снес старые хозяйственные постройки монастыря-госпиталя, чтобы построить нынешнюю площадь Plaça de Castella.
В ходе этой операции было решено сохранить только церковь, которую на протяжении нескольких лет до 1947 года реставрировал Адольф Флоренса-и-Феррер, автор восточной башни и входного портика, сделанного из частей старого монастырского монастыря.
В результате этой реставрации в 1945 г. был открыт первоначальный полусферический купол, до сих пор спрятанный за приспущенным куполом, украшенным Флобье.
В этом оригинальном куполе сохранились остатки живописной композиции, изображающей Коронацию Девы Марии Святой Троицей. После того, как реставрация церкви была завершена, городской совет передал ей ордену Мерседариев, которые вступили во владение ею в сентябре 1947 года, отметив событие торжественным актом, в ходе которого на главном фасаде была открыта керамическая панель, изготовленная Жоаном Живернау.
Панно, выполненное в стиле необарокко, содержит изображение Девы Мерсе (одной из покровительниц Барселоны) и Сан-Пере-Ноласка на фоне города и порта Барселоны.
Панно обрамлено мощной каменной рамой в виде узкой лепной арки, соединенной с верхним окулусом, дающим свет внутрь церковного хора. Верхняя часть фасада имеет две колокольни четырехугольного плана, отделанные камнем и украшенные тосканскими пилястрами и полукруглой аркой с каждой стороны.
Эти башни обрамляют крышу церкви, что делает ее двухскатную форму заметной благодаря карнизу треугольного профиля.
Внутри церковь имеет один неф с четырьмя соединенными между собой боковыми часовнями, с верхней трибуной и высоким хором. Неф перекрыт бочкообразным сводом с люнетами, а арки опираются на крупные пилястры.
В боковых часовнях находятся четыре алтаря 18-го века: один с изображением Распятия, другой - посвященный Святому Сердца Иисуса, а два других изображают Святого Рамона Ноната и Святого Иосифа.
Однако самое интересное в интерьерах церкви - это фрески, украшающие стену и своды в заалтарной зоне. Выполненные в стиле "тромплёй" (обманка) они являют собой яркий пример монументального многопланового 3D-изображения, выполненного Жозефом-Бернаром Фложье. Целых 387 метров сплошного "обмана", визуально делающего церковь гораздо богаче и объемнее, чем она есть на самом деле!
Фрески Фложье - настоящий шедевр тромплёя, служащий обрамлением алтаря, над которым возвышается образ Богородицы Мерсе (Девы Милосердной). Он состоит из ложного навеса, образованного пилястрами и колоннами серого и охристого цветов, имитирующих натуральный камень и золото, и украшенного фальшивыми, скажем так, монументальными скульптурами.
По сторонам алтаря можно увидеть фигуры святых Петра и Павла. Верхняя часть росписи состоит из смешанного антаблемента, украшенного большими завитками, на которых покоятся фигуры святых покровительниц Барселоны, с которыми Дева Мерсе делит эту честь: Святой Евлалии (с косым крестом, на котором она была замучена) и Святой Матроны (с кораблем, на котором она прибыла в Барселону из Фессалоников).
В верхней части этого псевдобалдахина находится медальон с, опять же, объемным, но не существующим в виде материального объекта рельефом Иисуса Христа в образе Доброго Пастыря.
Роспись, расположенная выше, представляет четырех отцов Церкви: св. Григория, св. Амвросия, св. Августина и святой Иеронима в сопровождении ангелов, поддерживающих их писания. Купол опирается на карниз, украшенный фризом с двадцатью четырьмя обращенными к алтарю ангелами, несущими утварь евхаристического совершения: чашу, кадильницу, колокол, митру и т. д.
Купол задуман как огромный окулус, через который видна небесная слава в форме апофеоза Девы Марии. Вы можете увидеть Богородицу, восседающую на облаке, увенчанную Святой Троицей, в сопровождении святого Иосифа с цветущим посохом, апостолов (в том числе святого Петра) и пророков (в том числе Илию и Моисея). Композицию завершают святые и основатели религиозных орденов, монахи и рыцари в молящихся позах, а также хор ангелов.
Угловые колонны, на которых покоятся своды купола, имеют четыре ниши, обрамленные лепниной и содержащие полихромные изображения четырех мерседарианских святых: Санта-Марии-де-Сервелло, Сант-Пере-Ноласка, Сант-Серапи и Сант-Пере-Паскуаля.
Справа от алтаря, под изображением Санта-Мария-де-Сервелло, находится полихромная и позолоченная скиния.
Следует отметить, что в обычном режиме образ Богородицы Мерсе, установленный в заалтарной капелле, повернут к нефу церкви лицом. Однако в дни Святой Мерсе (23-24 сентября) можно наблюдать совсем другую картину:
Церковь открывают для публики (что, надо сказать, случается нечасто) и появляется возможность подняться к Мадонне, которая, повторим, является одной из покровительниц славной Барселоны. Мадонна, как становится понятным, когда находишься рядом с изваянием, установлена на подвижном основании, что и позволяет поворачивать образ в противоположные стороны.
Адрес: Plaça de Castella, 6, 08001 Barcelona
Статьи по теме:
Церковь Святого Иакова в Барселоне
9 интересных фактов о доме Мила (Антонио Гауди)
Write a comment