Готическая церковь Санта Мария дель Мар, так же известная как "Морской собор Барселоны" - одна из обязательных к посещению достопримечательностей каталонской столицы.
Конечно, если бы меня, барселонского гида с большим опытом работы, спросили: какая из церквей Барселоны кажется вам самой необычной? - я без колебаний ответил бы: Храм Святого Семейства!
Этот великий проект Антонио Гауди я бы назвал самой необычной церковью не только в Барселоне, но и на всей планете Земля - и те, кто был в нашем городе и посещал Саграда Фамилия, безусловно, думаю, согласятся с этим.
Самая необычная, грандиозная, потрясающая, величественная - можно добавить сюда еще десяток эпитетов в превосходной степени, и все они будут более чем уместны. Такова она - Саграда Фамилия, великий и неоконченный шедевр Гауди, который, будем надеяться, все-таки будет в ближайшие двадцать лет завершен.
Но если бы вопрос был поставлен чуть иначе: а какая из старых церквей Барселоны заслуживает внимания в первую очередь и нравится лично вам? - я сходу сказал бы: Санта-Мария-дель-Мар.
Церковь Святой Марии на Море, Морской Собор Барселоны, как иногда называют этот храм - одно из самых удивительных готических сооружений не только в Барселоне, но и во всей старушке Европе - а ведь путешествуем мы много и активно, и потому есть с чем сравнивать.
Ответственно заявляю: если что и смотреть в Старой Барселоне не раздумывая и сходу - то именно эту церковь. И вот, наслушавшись моих рекомендаций, оставив в стороне Готический квартал с его Кафедральным Собором, вы углубитесь в район Ла Рибера по средневековой улочке Златокузнецов, которая и выведет вас к главному фасаду храма.
Нисколько не сомневаюсь, что с первого взгляда вы будете сильно озадачены.
Где они, высоченные резные шпили, вонзающиеся в барселонское небо? Где стройные контрфорсы, увенчанные резными пинаклями? Где стремительные аркбутаны, подобные ребрам огромного скелета - и все равно изящные? Где это изобилие каменного кружева, которым так славна готика?
Привыкшие к французским образцам стиля (не будем забывать, готика - стиль, зародившийся на севере Франции), ничего подобного, созерцая церковь Санта-Мария-дель-Мар снаружи, вы не обнаружите.
Всюду обширные плоскости с минимальным количеством украшений. Камень, камень, камень - слишком много камня: он нависает над вами сплошной стеной и, кажется, грозит задавить.
Колокольни, восьмиугольные в основании, невелики - всего сорок метров в высоту - и заканиваются не шпилями, а идеально ровно срезанными и горизонтальными, как стол, навершиями. Контрфорсы массивны, примитивны и грубы.
Главный фасад подчеркнуто горизонтален - обратите внимание на каменные пояски, как будто нарочно заземляющие эту массу камня.
Да, есть огромное витражное окно-роза, да, присутствуют стрельчатые арки и витражи (их тоже, кстати, могло бы быть и побольше, отметите вы) - но на этом все сходство с привычной нам готикой и заканчивается.
Это и все? Что же вы нам тут нарассказывали? Так возмущенно воскликнете вы. Видали мы церкви и покрасивее! Но погодите делать выводы. Просто зайдите внутрь церкви - и сразу все поймете. И застынете на какое-то время, не в состоянии объяснить себе, как за такими мрачными, вросшими в землю массивными стенами могло скрываться такое количество пространства и света?
И как удается этому пространству существовать уже семьсот лет, опираясь лишь на легчайшую паутину нервюр и колонн? Так и я когда-то: вошел в этот храм и не поверил своим глазам, пораженный увиденным.
В Испании или Европе есть храмы и побольше размерами, чем барселонская церковь Санта-Мария-дель-Мар, но нет храма просторнее. Парадокс - и тем не менее, ему есть свое объяснение. Одна из ключевых особенностей каталонской готики заключается в том, что, в случае, если церковь трехнефная (то есть, внутреннее ее пространство разделено двумя продольными рядами колонн), высота боковых нефов будет почти равна высоте центрального.
Для сравнения, в очень многих французских готических церквях боковые нефы вдвое ниже, из-за чего меньше и внутренний объем храма. В церкви Санта-Мария-дель-Мар высота центрального нефа, от каменной кладки пола до замкового камня, составлят 33 метра, а высота боковых - 27.
Цифры, как видим, очень близкие, и это одна из разгадок этого ощущения огромного объема, которое охватывает каждого, переступающего порог церкви. Одна, но не единственная.
Вторая разгадка - колонны. В церкви Санта-Мария-дель-Мар вы не найдете массивных, основательных, подобных дубам опор, именуемых "пучками колонн" - как, например, в Нотр-Дам-де-Пари. Нет!
Колонны здесь - очень простые, восьмиугольные в сечении, кажущиеся излишне тонкими и стройными для конструкции такого масштаба. И - с самым широким среди всех готических церквей Европы шагом: расстояние между ними составляет 13 метров.
Впрочем, все можно измерить, взвесить, сосчитать - и с помощью точных цифр объяснить научно. Нельзя понять одного - как возможно было возвести это чудо в далеком и мрачном 14-м веке, причем, возвести в рекордно короткие сроки: 25 марта 1329 г. король Арагона Альфонсо Кроткий заложил первый камень в фундамент храма, а 3 ноября 1383-го, спустя каких-то полвека, строительство было завершено.
И это при том, что в 1379-м, незадолго до Рождества, случился пожар, разрушивший часть уже возведенных конструкций.
Этим, поистине невероятным темпам строительства тоже есть объяснение: строили церковь всем приморским, быстро развивавшимся и богатевшим за счет морской торговли районом Ла-Рибера. Строили в стремлении затмить возводившийся в то же время Кафедральный Собор Барселоны, храм для графов, королей и верховных клириков.
А Санта-Мария дель Мар должна была стать прежде всего церковью для люда попроще, для ремесленников, торговцев и моряков, и потому все жители Риберы - от зажиточного купца с улицы Монткада до портового грузчика - принимали активное участие в возведении "своего, морского Собора".
Кстати, именно портовые грузчики на своих спинах и перетаскали из Королевских Каменоломен на Монжуике весь камень, необходимый для возведения храма. Иначе, как подвигом, это не назовешь.
Неспроста до сих пор ворота главного портала украшены бронзовыми фигурками грузчиков, согнувшихся в три погибели под неподъемных каменных блоков.
Нельзя не упомянуть и талантливейшего архитектора, котрому приналежит проект - Беренгер де Монтагут.
Доподлинно известно, что он имеет самое прямое отношение по крайней мере, к трем великим готическим церквям: кафедральному собору города Манреса (Каталония), кафедральному собору Пальма де Майорка и нашей Санта-Мария-дель-Мар.
Каждая из этих церквей по-своему прекрасна, и хорошо, что имя архитектора не кануло в лету - известно ведь, что первые готические архитекторы навсегда остались безымянными.
А имя еще одного человека, просившего в 16-м веке милостыню на ступенях церкви Санта-Мария-дель-Мар, и вовсе сделалось знаменитым на весь мир! Знакомьтесь - Игнатий Лойола, основатель и первый генерал самого могуществеенного религиозного сообщества на планете Земля - ордена Иезуитов.
У церкви интересная и непростая история, рассказывать о которой можно долго. Но оставим это для пешеходных или обзорных экскурсий по Барселоне. Все-таки, лучше один раз увидеть!
Всем же, кто заинтересовался этой удивительной церковью, рекомендую прочесть прекрасный роман испанского писателя Идельфонсо Фальконеса "Собор Святой Марии" вышедший в 2006-м году, ставший бестселлером и перевеведенный на 30 языков, в том числе и на русский. Книга действительно хороша - как и церковь, о которой в ней рассказывается: удивительная Санта-Мария-дель-Мар!
Посетить церковь Санта-Мария-дель-Мар можно в рамках нашей пешеходной экскурсии "Парк Цитадель и район Борн".
Кроме того, этот объект в обязательном порядке посещается в ходе экскурсии "Барселона от А и до Я"
Статьи по теме:
Санта-Мария-дель-Мар в Барселоне - сколько стоят колокола?