Церковь Меричель, или Святилище Богоматери Меричельской - главный храм паламентского Княжества Андорра, расположенный в округе Канильо и посвященный культу Богородицы Меричельской - покровительницы Андорры. Богоматерь Меричель была официально объявлена покровительницей Андорры еще в 1873 году, а 8 сентября 1921 года состоялась торжественная коронация образа Девы Меричель в соответствии со всеми канонами Каталолической Церкви. 13 мая 2014 года Папа Римский Франциск присвоил церкви статус малой папской базилики.
История святилища Меричель, как и культ Богородицы Меричельской, насчитывает более 1 000 лет. Согласно легенде, статую Богородицы обнаружили в незапамятные времена паломники, направлявшиеся из Канильо в Энкамп. Образ Девы Меричельской был окружен в окружении цветущих растений, хотя стояла суровая зимняя погода и склоны гор были напрочь засыпаны снегом.
Немало подивившись такому чуду, паломники отнесли образ Богородицы в Канильо, однако вскоре статуя загадочным образом исчезла оттуда и вновь была обнаружена на прежнем месте, среди расветших в самый разгар зимы растений.
Во второй раз ее решено было отнести в Энкамп, однако история повторилась: статуя снова исчезла и в очередной раз был обнаружена на первоначальном месте. Тогда, наконец, жители маленькой, но гордой Андорры, смекнули, что это знак, подаваемый свыше: дескать, именно на месте обнаружения и следует возвести посвященную Богородице церковь.
Так и поступили - хотя, признайтесь честно, футуристический облик храма Меричель плохо вяжется в восприятии с далеким одиннадцатым веком:
Так и есть: первый храм, точнее, то что от него осталось после многочисленных перестроек и пожара 1972 года, расположен рядом и выглядит несколько иначе:
«Старая церковь» или «старое святилище» - это небольшая часовня, построенная в первой половине 12 столетия или несколько раньше. Примерно в 1658 году была проведена глобальная реформа успевшего сильно одряхлеть к тому времени храма.
Церковь, можно сказать, была выстроена заново на фундаменте прежней романской постройки, обзавелась малой колоколенкой над главным фасадом и в целом приобрела тот самый облик, который мы наблюдаем и сегодня.
Последняя большая реформа старого здания церкви относилась к 19 веку и касалась, в первую очередь, иньтерьеров. В 1866 году художник Жосеп Ороми из Ла Сео-де-Уржель расписал интерьеры храма в характерном для церквей Андорры простом и лаконичном романском стиле, однако этой работе не суждено было дожить до наших дней.
В ночь с 8 на 9 сентября 1972 года пожар уничтожил бОльшую часть церкви, включая подлинные древние документы, хранившиеся в святилище. Вместе с документами были утеряны все изображения и запрестольные образы, украшавшие интерьер храма - в том числе и сама почитаемая статуя Богородицы Меричельской.
Каменный остов, впрочем, уцелел, и после реставрации в 1994 году часовня Санта-Мария-де-Меричель стала местом постоянной экспозиции Meritxell Memoria.
Автором проекта нового святилища стал видный барселонский архитектор Рикардо Бофилл, построивший, среди прочего, отель W в Барселоне. Концепция новой церкви, согласно проекту Бофилла, опирается на три столпа: веру, национальную идентичность андоррцев и особенности местной культуры, в том числе, и в ее архитектурном проявлении.
Новый комплекс, согласно задумке Бофилла, следовало полностью интегрировать в окружающий природный ландшафт - что, на наш взгляд, безусловно ему удалось.
Бофилл спроектировал очень современное монументальное здание, вобравшее в себя сразу несколько художественых стилей - однако эта намеренная эклектика с ярко выраженным налетом авангарда совершенно не вызывает отторжения, как мы имели возможность многократно убедиться.
Собственно здание церкви имеет цилиндрические своды, напоминая о первой романской постройке святилища Меричель и выполнено в форме греческого креста. Вокруг него располагаются остальные помещения, часть которых находится под открытым небом, неуловимо напоминая, среди прочего, об античных храмах Греции или о поисках золотого сечения, так свойственных итальянскому Возрождению.
Вообще, Бофилл, применяя разные стили, свойственные культовым постройкам различных религий, очевидно преследовал цель примирить разные верования в пространстве одного комплекса: так, примыкающее к собственно церкви пространство имеет косвенные отсылки к буддизму, исламу и иудаизму.
Вдохновение, которое Бофилл черпал в романской архитектуре, отчетливо заметно в обилии открытых арок, которые должны напомнить нам о руинах первой церкви; монастырское здание, расположенное с южной стороны храма, напоминиает о средевековых монастырях Западной Европы, а расположенный с севера от здания церкви дворик устроен в соответствии с традициями исламской архитетуры:
Архитектурный комплекс завершает большая прямоугольная в плане колокольня, вдохновленная колокольнями каталонских романских монастырей:
Строгость и минимализм характеризуют весь комплекс в целом, как будто возвращая нас к истокам, к тем далеким временам, когда церковь еще не погрязла в роскоши и предпочитала предельно сдержанный декор, долженствующий украшать "дома Бога на Земле".
Вспомним величественные и крайне простые храмы цистерцианцев (монастыри Поблет и Сантес Креус на юге Каталонии) - и поймем, что задумка Бофилла во многом базировалась и на этой, намеренной и осознанной, простоте.
Интерьеры храма, совершенно не захламленные декором, просторны и радуют обилием света. Образ Богоматери Меричельской, восстановленный по фотографиям - главное украшение нынешней церкви:
Кроме того, в базилике Меричель представлены деревянные резные статуи покровителей других приходов Андорры: Sant Serni (Canillo), Santa Eulalia (Encamp), Sant Corneli (Ordino), Sant Iscle (La Massana), Sant Esteve (Andorra la Vella), Sant Pere Màrtir (Escaldes-Engordany) и Sant Julià и Sant Germà (Sant Julià de Sant Julià de Lòria). Эти скульптуры выполнены местным скульптором Сержи Масом.
Использованные при строительстве материалы, ставящие задачей, как мы уже упоминали, ммаксимальную интеграцию здания с ландшафтом, символизируют различные природные элементы, которые окружают комплекс:
Сланец добыт из недр горы, на которой расположен комплекс - то есть, является её прежившей трансформацию частью.
Белизна потолка и пола, символизирующая снег, гармонично сосуществует с заснеснеженным зимним пейзажем местности.
Медная облицовка крыш и башни была использована с таким расчетом, что со временем листы меди позеленеют и станут напоминать окружающие святилище луга и пастбища, расположенные на склонах гор. Отметим, что пока этого не произошло - но и церковь, по любым меркам, совсем еще молода.
Освящение нового Святилища Меричель состоялось 8 сентября (в этот день отмечается Праздник Девы Меричель) 1976 года, и тот факт, что власти Андорры впоследствии объявили Святилище памятником архитектуры национального значения, служит своего рода признанием заслуг Рикардо Бофилла.
Непременно нужно упомянуть, что в Святилище Меричель хранится впечатляющая коллекция Библий на 1900 языках с пяти континентов, принадлежащих к 178 странам (вообще, Библия переведена на 3000 языков).
В коллекции также присутствуют экземпляры Библии, написанные шрифтом Брайля (для слепых), самая маленькая Библия в мире, Библия в формате видеоигры Minecraft - и множество других диковинок. Все они были собраны бывшим андоррским банкиром Пере Роке за 26 лет непрерывных путешествий и впоследствии подарены Церкви Меричель.
График посещения:
Со среды по понедельник: с 9:00 до 13:00 и с 15:00 до 19:00.
Вход бесплатный.
Адрес: AD100 Meritxell, Андорра
Статьи по теме:
Write a comment