"Автопортрет в образе Моны Лизы" был выполнен Сальвадором Дали в 1954-ом году, хотя заявлять, что заслуга в создании этой "Дали-Лизы" целиком принадлежит только каталонскому художнику, было бы неправильно.
Ровно в той же степени, во всяком случае, с технической стороны, в создании этого фотоколлажа участвовал профессиональный художник Филипп Халсман, который в 1954-ом смог очаровать находившегося на пике славы Дали неожижанным предложением: сделать своего рода фото-биографию, но посвященную не всему Дали "целиком", а лишь его знаменитым усам!
Как заявил Халсман, обычных биографий великих людей - хоть пруд пруди, но никто и никогда не посвящал целую книгу лишь одной части тела той или иной знаменнитости - в данное случае, всемирно известным усам Дали, которые давно уже стали константой и неотъемлемой частью образа художника.
Поразмыслив, Дали нашел это предложение дельным и лестным - и работа, что называется, закипела. Всего в книгу под названием "Усы Дали" вошли 36 фотографий, одной из которых стал и фотоколлаж "Автопортрет в образе Моны Лизы".
Можно не сомневаться, что Дали, задумав это совершенно невинное в середине 20-го века святотатство, имел, прежде всего, в виду знаменитую Мону Лизу Марселя Дюшана - мэтра авангарда и дедушки сюрреализма, с его знаменитой аббревиатурой L. H. O. O. Q., что можно расшифровать и перевести как "Ей совсем уж невтерпеж" (в смысле, очень хочется в туалет, и не "по-маленькому").
Влияние Дюшана (прожившего, по словам Дали, целую жизнь в своем герметичном пространстве) на весь мир авангардного искусства 20-го века трудно переоценить. Его Моны-Лизы в технике "реди-мейд" сделались, в конце концов, бронзовой классикой авангарда (чего сам Дюшан, всю жизнь воевавший с мертвой забронзовелостью "икон" искусства, вряд ли хотел бы) - но такова, увы, судьба всякого бунтарского произведения, которое, по воле судьбы, становится со временем мейнстримом.
Интересно, что в 1963 г. Дали даже написал статью под названием "Почему они набросились на Мону Лизу?", трактуя акты бесконечных творческих нападок на шедевр Леонардо с фрейдистских позиций, как частный случай проявления эдипова комплекса.
Так или иначе, автопортрет Сальвадора Дали получился озорным и веселым. Чего стоят эти глаза записного сумасшедшего, вписанные в узнаваемый овал лица Моны Лизы! Или эти крупные, волосатые, натруженные руки художника, ладонь одной из которых набита золотыми монетами. Не будем забывать: Дали с гордостью носил прозвище "Деньголюб", придуманное ему Андре Бретоном - и не упускал случая напомнить о своей искренней и беззаветной любви к дензнакам.
Статьи по теме:
300 лучших картин Дали - описание и анализ
Авторский путеводитель по Театру-музею Сальвадора Дали
Write a comment