Автопортрет с двумя кругами - картина голландского художника Рембрандта, написанная маслом на холсте ок. 1665–1669, один из более чем 40 созданных Рембрандтом за карьеру автопортретов. Картина отличается своей монументальностью и загадочным фоном, состоящим из неглубокого пространства с фрагментами двух кругов.
Рембрандт облачен в отороченный мехом халат, под которым просматривается красное одяние. На его голове довольно курьезный белый головной убор, похожий на те, что присутствуюю в нескольких других поздних автопортретах.
В отличие от других автоизображений позднего периода, в «Автопортрете с двумя кругами» Рембрандт, положив одну руку на бедро, предстает конфронтационным и даже вызывающим. Создается впечатление, что мастер торжественно заявляет о своей гениальности - и, надо признать, вполне имеет на это право.
Как и во многих поздних работах художника, для картины характерно широкое использование импровизации, при этом многие детали автопортрета вызывают ощущение явной, осознанной и даже намеренной незавершенности.
Есть области, такие как лицо и правая сторона шляпы, где серый слой краски использовался в качестве тональной середины, на которую были добавлены смелые мазки ярких цветов и богатые темные акценты, иногда с нанесением стреительных мазков "мокрым по мокрому" краски. В нескольких местах Рембрандт «рисовал» по еще влажной краске, прорезая в красочном слое линии усов, левой брови и воротника рубашки.
Руки, палитра, кисти и меховая подкладка халата художника, или таббарда, были написаны с большой скоростью. Неизвестно, намеревался ли Рембрандт более полно закончить эти области, но общая сила картины делает излишними всякие упрёки в её незавершенности.
Последующие поколения художников оценили незаконченные отрывки: Джошуа Рейнольдс отметил «очень незаконченную манеру» автопортрета, однако нашел его «замечательным по цвету и эффекту», а Жан-Оноре Фрагонар сделал его рисованную копию. О том, что Рембрандт, возможно, не считал работу завершенной, свидетельствует отсутствие его подписи и даты, что необычно для автопортрета художника.
Не исключено, намерением Рембрандта было оставить для потомков культовый автобиографический образ, более глубокий, чем традиционный автопортрет. В этом ключе уместно сравнение с поздним «незавершенным» автопортретом Тициана, находящимся в Gemäldegalerie в Берлине, с которым «Автопортрет с двумя кругами» имеет много общего.
Некоторые из явно незавершенных пассажей были задуманы как пересмотр предыдущей концепции: тело изначально было повернуто правее по отношению к зрителю, а рука Рембрандта была поднята так, что он рисовал на холсте у края картины, держа дополнительные кисти в левой руке.
Последующие изменения уменьшили живость позы и усилили ощущение монументальности. Наиболее богато проработанными областями являются фон и голова, причем последняя создана из множества тонких цветов, густо окрашена и придает всему изображению динамичный реализм. В отличие от импастированных областей глазницы окрашены тонкой глазурью, один глаз и вовсе остается в тени, добавляя работе эффект загадочности.
Значение фона породило множество предположений. Плоская поверхность позади Рембрандта была интерпретирована либо как стена, либо как натянутый холст. Среди теорий, объясняющих значение дугообразных линий, есть и такая, которая предполагает, что круги нарисованы на стене или что они представляют полушария на карте мира, что является общей чертой дизайна голландских домов; однако круги не имеют географических привязок и расположены довольно далеко друг от друга.
Было также высказано предположение, что круги представляют собой rota aristotelis — аристотелевскую идею истинной формы мира — или имеют каббалистическое значение.
Также было высказано предположение, что круги символизируют совершенство художественного мастерства, как в истории об итальянском мастере Джотто, вызванном папой, чтобы продемонстрировать свое мастерство, и в доказательство оного нарисовавшем идеальный круг одним движением.
Похожая история связана с Апеллесом, придворным художником Александра Македонского, и его коллегой-художником Протогеном, каждый из которых рисовал «идеальные» линии. Возможно, что круги могут выполнять композиционную функцию, функцию геометрической структуры - и никакого специального смысла не содержат.
Статьи по теме:
Христос во время шторма на море Галилейском - Рембрандт
Write a comment