Автопортрет Альбрехта Дюрера - ярчайшего представителя немецкого ренессанса - был написан в 1498 году. Это самый маленький из трех известных нам автопортретов художника (52 х 51 см; доска, масло) - что отнюдь не лишает его статуса одного из тех шедевров музея Прадо в Мадриде, которые нужно увидеть обязательно, если уж вы оказались в этом храме искусства.
1498 год был и вообще одним из самых важных в жизни молодого 26-летнего художника. Он опубликовал серию сильнейших гравюр "Апокалипсис", где каждая из 15 работ достойна наивысших похвал, и, во-вторых, вернулся из путешествия по Италии, которое, кажется, окончательно укрепило Альбрехта во мнении, что он не только чертовски хорош собой, но еще и является представителем самой изысканной профессии, а не каким-то ремесленником.
Это важно. В то время художники в Германии считались представителями низшего сословия, ремесленниками, мастеровыми и работягами - разве что чуть несколько более одаренными, чем их совсем уж никудышные собраться. Сегодня, когда творцы вознесены едва ли не верхнюю ступень духовной и социальной иерархии, это может показаться странным, но во времена Дюрера дело обстояло именно так, и юному Альбрехту это категорически не нравилось.
Дюрер чрезвычайно модно и дорого одет, причем, каждая деталь его изысканного костюма подобрана с очевидным тщанием. Сегодня мы сказали бы, что над ним немало поработали стилисты и имиджмейкеры - но в те суровые времена таких профессий еще не было, и Дюреру приходилось заниматься этими вопросами самому.
Элегантный жакет художника имеет черную стильную окантовку, полосатый головной убор из шелка подобран точно в тон камзолу, рубаха из тонкой ткани имеет замысловатую вышивку, а на руках - тонкой работы перчатки из прерасно выделанной телячьей кожи - всем своим видом Дюрер заявляет: я - истинный аристократ, если не по крови, то по духу - и с этим нужно смириться!
Художник изобразил себя в спокойной и уверенной позе, щеголем, красавчиком и аристократом. Окончательный лоск, по собственному признанию Дюрера, ему придало путешествие по Италии, в особенности, посещение Венеции, после которого Альбрехт стал демонстрировать даже некоторые признаки нарциссизма.
Так или иначе - следить за своей внешностью и новейшими веяниями моды - вовсе не грех. Дюрер следил, о чем свидительствует его модная бородка - совершенно непривычный атрибут для молодых мужчин того времени.
Музей Прадо. Быть в Мадриде и не посетить музей Прадо - всё равно что приехать в Барселону и не увидеть Саграда Фамилия. Национальный музей Прадо - один из крупнейших музеев европейского искусства в мире, а заодно и один из самых посещаемых! По статистике 2019 года, посетителями Прадо стали свыше 3,5 млн человек! Причина такой популярности? Конечно же, бесценные коллекции музея.
Самое полное в мире собрание работ Веласкеса, Эль Греко, Гойи, Босха, Сурбарана, Мурильо; шедевры Рафаэля, Ботичелли, Тициана, Караваджо, Веронезе, Брейгеля, Ван Дейка - и список этот можно продолжать бесконечно.
Что ни имя - то титан, что ни картина - то шедевр! В этих драгоценных россыпях легко потеряться - вот почему мы рекомендуем воспользоваться услугами грамотных профессиональных гидов и заказать экскурсию по музею, в ходе которой Прадо раскроется перед вами во всей своей чарующей полноте:
Write a comment