Картина "Ощущение скорости" была написана Сальвадором Дали в 1931-ом году. В 2002-ом в рамках расширения коллекции эту замечательную вещь (33 Х 24 см; холст, масло) сюрреалистического периода приобрел Фон Гала Сальвадор Дали, и в настоящий момент она входит в экспозицию Театра-музея в Фигерасе.
Название картины "Ощущение скорости" - это указание на то, какое именно чувство стремился вызвать Дали у зрителя. Хотя на мой взгляд, картине гораздо больше пристало бы называться "Ощущением времени".
Попристальней вглядевшись в картину, мы поймем, что она является ничем иным, как живописным размышлением молодого Дали о природе времени. Именно Времени посвящены все немногочисленные образы картины.
Судите сами: скалистое образование на заднем плане в форме женской туфельки содержит самое что ни на есть прямое указание на Время - часы, которые являются его общепринятым и достаточно условным измерителем.
Еще один измеритель времени, сугубо "далианский" - кипарис. Кипарисы множество раз повторяются в живописных работах Дали, это один из тех навзячивых образов-знаков-символов, которые в совокупности и формируют образную систему Дали - поэтому упомянем о нем подробнее, и снова дадим слово самому художнику.
"...Закрываю глаза и ищу в своей памяти то, что явится мне произвольно и зримо. Вижу два кипариса, два больших кипариса, почти одного роста. Тот, что слева, все же чуть пониже, и клонится верхушкой к другому, который, наоборот, высится прямо, как латинское «i». Я смотрю на них в окно первого класса школы Братьев в Фигерасе — этап, следующий за пагубными педагогическими опытами г-на Траитера.
Окно, обрамляющее эту картину, открывалось только после обеда, но с этой минуты целиком поглощало мое внимание. Я следил за игрой тени и света на двух деревьях: перед самым заходом солнца острая верхушка правого кипариса темно-красная, как будто ее залили вином, а левый уже в тени и весь как черная масса.
Звенел колокол Анжелюса — и весь класс стоя хором повторил молитву, которую наизусть читал тихим голосом Старший брат, сложив руки перед грудью. Кипарисы таяли в вечереющем небе подобно восковым свечам — и это было единственное, что давало мне представление о течении времени, прошедшего в классе... Вскоре кипарисы совсем растворялись в вечерних сумерках, но и тогда, когда исчезали их очертания, я продолжал смотреть туда, где они стояли..."
Таким образом, кипарисы с самого детства для Дали стали теми самым часами, по каким он привык отмерять бесконечно длинные и вселенски тоскливое время учебы. И как же это верно! Если школьные занятия - медленная пытка ( а в детстве они многими воспринимается именно так), мозг, спасаясь от нее, обязательно постарается найти себе более приятное занятие.
Мой школьный товарищ по парте, например, спасался тем, что рисовал порнографические картинки, а сам я бесконечно составлял персональные хит-парады из песен группы "Битлз", горячо мною любимой с пятилетнего возраста.
Что до малютки Дали - его мозг, парализованный системой школьного обучения, впадал в вынужденную летаргию, и единственная связь с реальностью для него заключалась в созерцании изменяющих свой облик с течением времени кипарисов.
Это служило единственным единственным доказательством того, что время все-таки куда-то ползет - пусть и со скоростью престарелой улитки, и когда-нибудь убийственно скучные часы учения завершатся.
И наконец, обязательно следует упомянуть череп - классический символ бренности и краткосрочности человеческого бытия в сравнении с такой категорией, как вечность. Череп - это тоже не что иное, как измеритель времени, печально напоминающий нам о том, насколько все-таки несущественна такая единица измерения, как человеческая жизнь.
Что касается пейзажа в целом - он целиком и полностью сделан "по Фрейду". Для австрийского психоаналитика пустынное пространство с одинокими каменистыми образованиями - символ женской сексуальности, а туфля - символ женских гениталй.
В 1931-ом совместная жизнь Дали и Гала только началась, и художник был буквально одержим обладанием супругой, и одним из его безусловных "фрейдистских" фетишей становится женская туфля, как, например, в картине "Раскаяние. Сфинкс, встроенный в песок".
Вообще, картину "Ощущение скорости", посвященную .как мы убедились, Времени, следует рассматривать как предтечу знаменитого полотна "Постоянство памяти", с которого, собственно, и начался взлет Дали.
И все-таки, невзирая на все вышесказанное, картина называется "Ощущение скорости" - почему? Может быть, по той причине, что в картине есть Время, в картине есть Расстояние (большая часть пространства холста пустынна, что совсем не случайно), а Скорость, как всем нам известно, и есть Расстояние, разделенное на Время?
Статьи по теме:
Кадакес, мыс Крреус и Порт-Льигат
Гала Дали - не просто муза?
Write a comment