"Сентиментальный коллоквиум" - этюд для декораций к одноименному балету, на котором изображен пейзаж, изобилующими велосипедистами с камнями на головах. Хотя эта картина была создана Сальвадором Дали в 1944 году, её все же можно отнести к категории «сюрреалистическая картина», поскольку она воссоздает образы велосипедистов на раннем сюрреалистическом полотне Дали 1929 года «Просвещенные удовольствия» (Коллекция Яниса, Музей современного искусства).
Здесь следует сделать маленькую оговорку: хотя существует периодизация творчества Сальвадора Дали, позволяющая относить те или иные работы к ученическому, сюрреалистическому, ядерно-мистическому периодам и т. п., необходимо понимать всю её условность.
Да, написав в 1945 году гиперреалистическую "Корзинку с хлебом!", а в 1947-ом - "Атомную Леду", Дали, кажется, окончательно задекларировал возвращение к академическим "корням" и ядерному мистицизму - однако окончательность это весьма условна: вплоть до завершения карьеры Дали продолжал возвращаться к сюрреалистическим техникам, приемам и образам, что и понятно: именно сюрреализм сделал Дали известным, и отказываться от удачных находок 30-хх годов художник закономерно не собирался.
Множество велосипедистов, создающих великолепное броуновское движение в простиранстве картины - это, по словам Дали, бюрократы. Отметим, бюрократ - еще один частый образ в ранних сюрреалистических работах Дали. Ненависть юного художника к бюрократическому сословию легко поймет каждый, кому хоть раз приходилось сталкиваться с бездушно-губительной машиной бюрократического сословия - то есть, все мы в состоянии понять это чувство.
Однако был в этой далианской ненависти еще один аспект, глубоко личного свойства - под "бюрократом" Дали разумел своего отца, нотариуса из Фигераса, который отверг избранницу сына, Галу - тем самым раз и навсегда превратившись для молодого Сальвадора в злейшего врага.
И все-таки, все-таки, как мы не раз уже писали - голос крови нельзя уничтожить одним лишь усилием воли. Где-то там, в глубине своей сумбурной души, Дали, конечно же, продолжал испытывать к отцу нежные чувства, перемежавшиеся очередными вспышками ненависти и обиды.
Известно, что после разрыва, случившегося в 1930 году, предпринимались неоднократные попытки примирения - однако не одна из них так и не увенчалась успехом.
Бойко снующие велосипедисты-бюрократы на самом деле давно мертвы, и гладкий камень на голове каждого из них (такие Дали собирал на пляже Конфитюра в Кадакесе) символизируют, по словам художника их "окаменевшие желания" - то есть, мертвую, по определению, мысль. Да и откуда у бюрократа живые мысли и желания. Всё сколько-нибудь человеческое давно затерялось в ворохе бесконечных документов, призванных превратить жизннь каждого из нас в пахнущий болью и страданием ад.
Бесконечный рой велосипедистов является отсылкой к детским воспоминаниям Дали о парке Гуэль в Барселоне, где дети собирались по выходным, чтобы покататься на площади Природы.
Премьера балета "Сентиментальный коллоквиум", созданного при финансовой поддержке помешанного на балете Маркеса де Куэваса (который был женат на представительнице клана Ротшильдов) состоялась 30 октября в Международном театре Нью-Йорка. В основу либретто легло одно из стихотворений Поля Верлена, музыка была написана Полом Боулзом, а хореографией занимался -Андре Эглевески. Всем этим деятелям активно мешал Сальвадор Дали, вторгаясь в каждую из сфер с истинно каталонским напором и доводя коллег до затяжного белого каления.
Надо сказать, балеты Дали всегда были трудными для восприятия большинства зрителей, потому что созданные художником образы и символы, казалось, не имели никакого отношения к музыке или танцу. Тем не менее, следует отметить, что из сюрреалистов только Дали активно пытался связать мир балета с сюрреализмом - то есть, "скрестить" между собою сущности, бесконечно далекие друг от друга.
Статьи по теме:
Write a comment