Оказавшись в атрии, предшествующем входу в церковь Санта-Мария де Монсеррат, вы непременно обратите внимение на пару роскошных мраморных саркофагов, один из которых принадлежит Хуану Арагонскому, или Хуану Второму де Рибагорса - человеку, обремененному многочисленными добродетелями и достоинствами, к тому же - плямяннику короля Фердинанда-Католика, при котором Хуан Арагонский одно время был самым верным человеком и, можно сказать, правой рукой.
Прежде, чем перейти к собственно саркофагу - а это весьма достойный шедевр траурного ваяния - следует сказать несколько слов о "виновнике торжества" - о человеке, чьи кости почивают в мраморной усыпальнице.
Итак, Хуан II из Рибагорсы, также называемый Хуаном Арагонским (Бенабарре, 27 марта 1457 г. - Монсон, 5 июля 1528 г.) - арагонский дворянин, граф Рибагорсы, вице-король Неаполя между 1507 и 1509 годами, сеньор Ампосты и первый герцог Луны (не той, которая является спутником Земли).
Принадлежал к арагонской королевской семье. Являлся рыцарем ордена Святого Иоанна Иерусалимского (Мальтийского Ордена). Занимал должности генерал-лейтенанта (1496 г.), генерал-капитана и Каталонии (1503 - 1506), а также генерал-лейтенанта королевства Арагон (1513 г.).
Хуан был внебрачным сыном Альфонсо Арагонского, который, в свою очередь, был внебрачным сыном Хуана Второго Арагонского, одним из законным сыновей которого был Фердинанд Католик - следовательно, Хуан де Рибагорса действительно был племянником Фердинанда. О, эти испанские Хуаны и Альфонсо! Но в целом, думается, генеалогию мы прояснили.
Хуан де Рибагорса рос незаурядным ребенком. Уже в возрасте 14 лет вместе со своим отцом Альфонсо (простите, но других имен в этом рассказе почти не будет) он с оружием в руках остаивал права короля Арагона, приняв участие в гражданской войне в Каталонии.
А когда ему было 22 года, король, благоволивший к Хуану, решил, что нужно женить его на самой богатой и культурной женщине Арагона, Марии Лопес де Гурреа, по прозвищу “la rica hembra”. Надо сказать, это самый, пожалуй, захватывающий момент в славной биографии Хуана де Рибагорса. Дело в том, что прозвище его супруги дословно переводится "Богатая Самка". Тут поневоле задумаешься: почему, ну почему у нее было такое странное прозвище? А ведь действительно необычное, согласитесь: "Богатая Самка"!
С другой стороны, надо признать по крайней мере два очевидных факта:
а) "самка", при данных обстоятельствах, все-таки лучше, чем "самец".
б) "богатая самка", при любых обстоятельствах, лучше, чем "бедная самка".
В дальнейшем Дон Хуан, получивший к тому времени титут второго графа Рибагорсы, окончательно вошел в ближний круг своего дяди, Фердинанда Католика (мужа Изабеллы Католички), и сделал поистине головокружительную карьеру. Хуан сделался поистине незаменимым и много помогал дяде как в военных, так и в дипломатических делах.
Участвовал во взятии Гранады, а позже был назначен вице-королем Каталонии (с 1496 по 1506 год), где за время правления укрепил границу Каталонии с Францией, а также подавил несколько локальных восстаний местной феодальной (наглой) знати против короля.
В 1507 году Фердинанд Католик избрал его, как члена арагонской королевской семьи и свое доверенное лицо, чтобы заменить Великого капитана Фернандо де Кордова в Неаполе, и Хуан Арагонский переехал в Италию, где правил как вице-король Неаполя, в ходе своего правления возглавив военную кампанию против Венецианской республики. По возвращении на полуостров Хуан де Рибагорса был назначен герцогом Луны (не той, что является спутником Земли) и снова вице-королем и генерал-лейтенантом Каталонии.
После безвременной кончины своей супруги по прозвищу "Богатая Самка" Хуан, обретя определенную свободу, вступил в Мальтийский Орден, что давно уже намеревался сделать - то есть, как видим, достиг всех мыслимых и немыслимых высот. Не было и не могло быть в жизни этого человека какой-нибудь мечты, которая не стала бы явью.
Интересно, что саркофаг, которым мы имеем возможность любоваться в монастыре Монсеррат, был изготовлен по приказу Хуана Арагонского еще в 1508 году, в бытность его вице-королем Неаполя - то есть, за двадцать лет до смерти. Хуан распорядился, чтобы, как только он умрет, саркофаг прямиком из Неаполя доставили на Монсеррат, что и было сделано.
Очень предусмотрительно, с какой стороны не возьми: и родственникам никаких хлопот с заказом памятника, и не нужно еще при жизни заранее расстраиваться, что закажут какую-нибудь ерунду: все, как говорится, "в полном соответствии с пожеланиями заказчика".
Саркофаг выполнен в изысканном стиле итальянского Возрождения. Архитектурная структура представляет собой полукруглую арку, поддерживаемую двумя колоннами, которые переходят в секцию цилиндрического свода.
Фигура покойника в военной одежде (и, что интересно, в легкой тканевой юбочке поверх латной юбки рыцаря под названием "тонле") в молитвенной позе представлена сверху урны с прахом, которую поддерживают два атланта, поставив одно колено на землю, и на которой изображен большой герб, представляющий Корону Арагона, Кастили и Леона. В тимпане архитектурной арки находится барельеф с изображением Поклонения Волхвов.
После того, как Монсеррат был захвачен наполеновскими солдатами в 1811 году, саркофагу был причинен значительный ущерб. Досталось ему и в 1936, когда монастырь был реквизирован Республикой и превращен в военный госпиталь - однако последующие реставрации, одна из которых состоялась совсем недавно, вернули ему практически первозданный облик.
Абсолютно не могу удержаться, чтобы не упомянуть о еще одном забавном моменте, который, впрочем, связан не самим саркофагом, а с добавленной относительно недавно мемориальной доской. Вот она:
На доске этой перечислены титулы и должности Хуана Арагонского, о которых мы уже упоминали, а также дата его смерти. И все, в общем, соответствует действительности, за исключением наглой лжи в самом начале текста, где Хуан назван "princep de la casa reial de Catalunya, то есть, "принцем королевского дома Каталонии". Так вот, во имя всех порядочных туристов, которые ни в коем случае не должны быть обманутыми, ответственно заявляю: это ложь!
Мы очень любим Каталонию, и все наши туристы могут это подтвердить: во время любой экскурсии мы хвалим это край и живущих в нем людей везде, где только возможно, потому что - есть за что! Каталонцам действительно есть чем гордиться! Но это вовсе не означает, что мы должны соглашаться с оголтелой и нелепой ультранационалистической ложью.
Никогда, от сотворения мира и до наших дней, не существовало никакого "королевского дома Каталонии", как не существовало и королевства под названием Каталония. Был Барселонский Дом, или Барселонская династия, которая, однако, прервалась со смертью последнего ее представителя, графа Барселоны и короля Арагона Мартина Гуманного в 1410 году.
Мартин не оставил наследников, и Барселонский дом прекратил свое существование. А что касается "королевского дома Каталонии" - он существует лишь в воспаленном воображении человека, придумавшего эту надпись, и его собратьев по разуму. Вот так - справедливость восстановили, а в остальном - все прекрасно. Как прекрасен и сам Монсеррат - место, где сбываются желания...
Статьи по теме:
Монсеррат, Святой Грааль и... Гиммлер
"Безумству храбрых поем мы песню..." - Александр Полли на Монсеррат
Write a comment