Пантеон арагонских королей в цистерцианском монастыре Поблет (Каталония) - это, безусловно, самый впечатляющий шедевр готического траурного ваяния, который только знала Испания той эпохи.
Королевские гробницы, сооруженные в четырнадцатом веке и расположенные в трансепте церкви королевского монастыря, представляют собой самую важную и богатую погребальную скульптурную группу, красота и величие которой во многом послужили прообразом позднейшего пантеона испанских королей в Эскориале.
Пантеон был создан по инициативе Педро IV Церемонного, известного также под прозвищем "Кинжальщик" (1319-1387) и в изначальном варианте представлял шесть гробниц королей Арагонской Короны и их жен, разделенных на две группы и установленных на мощных, и очень пологих, по каталонской архитектурной традиции, каменных арках. Впоследствии к ним добавились гробницы еще двух королей, немалого числа принцев и других особ королевского дома.
Собственно, идея соорудить королевский пантеон в монастыре Поблет принадлежала еще Альфонсо II Целомудреннному который в своем завещании от 1194 года, подписанном в Перпиньяне, уже завещал похоронить себя в Поблете, а также выразил желание, чтобы в последующем Поблет стал пантеоном арагонских королей. Однако именно Педро Церемонный спустя без малого два столетия инициировал работы по сооружению роскошного погребального комплекса, поручив заказ заказав известному мастеру Алою (или Элою).
В 1359 году король Педро связался с архитектором Алоем де Монбрай, жившим и работавшим в Барселоне, поручив ему возглавить работы. Первоначальная идея заключалась в том, чтобы сделать по четыре могилы с каждой стороны трансепта с центральным проходом между ними - однако от нее пришлось отказаться по той причине, что ширины трансепта оказалось недостаточно.
В 1370 году возникла идея построить арки, которые были бы достаточно высокими и широкими, чтобы монахи могли свободно проходить под ними. На этих арках и были установлены шесть царских гробниц, по три с каждой стороны. Лежащие статуи королей и их законных подруг были изготовлены из полихромного алебастра.
Позже, в 1382 году, аббат Гильен де Агулло поручил Бернардо Тейксидору, плотнику из Вимбоди, спроектировать деревянные навесы (с навершиями и ажурными фронтонами), дизайн которых поручили мастеру из Лериды Хайме Касколлсу. После того, как навесы были закончены, их расписали и позолотили, а внутренние своды были окрашены в синий цвет с золотыми звездами. Вначале в пантеоне находилось три захоронения:
Альфонсо II (целомудренный) (1196)
Хайме I (завоеватель) (1276 г.)
Педро IV (церемониальный) (1387 г.) со своими тремя женами: Марией Наваррской, Элеонорой Португальской и Элеонорой Сицилийской.
Позже добавились еще три короля с супругами:
Хуан I ("Охотник") (1396 г.) со своими двумя женами Мартой де Арманьяк и Виоланте де Бар.
Фернандо I ("Антекерский") (1416 г.) и его жена Леонор.
Хуан II ("Великий") (1479 г.) и его вторая жена Хуана Энрикес.
Внешний вид этого сооружения известен благодаря сохранившейся гравюре путешественника и писателя XIX века Александра де Лаборда, включенной в его работу Voyage pittoresque et Historique de l’Espagne, (Paris 1806-1820.)
Эта гравюра также позволяет увидеть новшество, добавленное в 1660-ом году Хуаном Франсиско Грау. Заключалось оно в том, что подарочное пространство было закрыто каменными стенками, украшенными резными гербами и рельефами. В центре, правда, был оставлен проход для того, чтобы можно было попасть из церкви в клуатр, однако в остальном пространство под арками с обеих сторон превратилось в закрытые комнаты - и неспроста.
Это стало насущной необходимость по той причине, что члены королевского семейства продолжали умирать, и постепенно под арками скопилось немалое количество гробов с останками тех же прицев и принцесс, а также инфантов и инфант.
Их останки покоились в обычных деревянных ящиках - правда, обитых внутри бархатом. Тем не менее, зрелище было на самым эстетичным. В торжественные дни эти ящики-гробы закрывали нарядными гобеленами - однако это была полумера. Требовалось радикальное решение вопроса, каковым и стало сооружение стенок.
В этих помещениях, среди прочих, хранились останки последнего представителя Барселонской династии - короля Мартина "Гуманного", а также принца Карла Вианского и герцогов Сегорбе и Кардона (которые, в силу своего богатства и влияния, именовались "королями без короны").
Королевский пантеон самым прекрасным образом просуществовал до 1835 года, когда на Испанскую Католическую Церковь, как гром среди ясного неба, обрушился закон о конфискации церковной собственности. Монахи-цистерцианцы были вынуждены оставить обитель, и последствия не заставили себя ждать. Грабежи и акты вандализма в Поблете начались незамедлительно, подогретые царившими тогда антиклерикальными настроениями и общей нелюбовью населения к всевластной до недавней поры Церкви.
Поблет, бывший, к тому же, "королевским" монастырем, грабили и уродовали с особенным тщанием и азартом. Барселонский архитектор Элиас Рожент, совершивший несколько поездок в Поблет в 1845 году, составил доклад, согласно которому, в 1845 году королевские гробницы еще стояли поверх арок, хотя уже были изуродованы.
Из ненависти, усиленной желанием обнаружить в гробницах ценные вещи, вандалы проломили боковые стенки саркофагов, извлекли останки королей из гробниц и разбросали по полу церкви. Два года спустя, в 1837 году, настоятель храма в Эсплуга-де-Франколи (соседнем с монастырем Поблет городке) Антонио Серре собрал эти разрозненные королевские кости и черепа и перенес их в свой храм, где разместил под лестницей, ведущей на хоры.
Надо сказать, ему пришлось проделать немалую работу - в Поблете на тот момент находились останки 110 особ благородных кровей, принадлеживших как к королевскому роду, так и к знатным артистократическим родам Каталонии и Арагона.
Этот факт дошел до мадридского двора и, наконец, заставил особ королевского дома Испании"почесаться. онасторожил тех, кто отвечает за наследие. Королева Мария Кристина 3 мая 1840 года издала Королевский указ о том, чтобы «... нас не только подробно проинформировали о состоянии, в котором находится пантеон в монастыре Поблет, но и чтобы все административные лица провинций, где находятся захоронения особ, принадлежащих к королевскому дому, либо усыпальницы, значимые из-за своей художественной ценности, тщательно следили за их сохранностью ...
Несмотря на монаршье повеление, никаких существенных перемен ни для пантеона в Поблете, ни для королевских останков это не принесло. В 1856 году некто Педро Жиль (испытывавший, видимо, большое почтение к королям) из своих денег заплатил за несколько простых деревянных гробов и организовал транспортировку королевских останков в Кафедральный собор Таррагоны.
Через несколько лет Мэрия Таррагоны озаботилась, наконец, тем, чтобы соорудить для королей достойные усыпальницы, для чего была сформирована команда, в которую вошли археолог Буэнавентура Эрнандес Санауха (1810–1891), скульптор Бернардо Вердероль со своим помощником Хосе Хименесом, а также каменщик с четырьмя подсобными рабочими. Задумка заключалась в том, чтобы задействовать уцелевшие элементы королевского пантеона в Поблете, перевезти их в Таррагону и там уже попытаться отреставрировать.
Королевские гробницы Поблета в 1839 году, литография Франсиско Хавьера Парсерисы для книги «Воспоминания и красоты Испании».
Фактически, в этом и заключалась, как выяснилось, главная опасность для королевского пантеона. Для того, чтобы перевезти пантеон в Таррагону, его для начала нужно было разобрать. И здесь-то назначенная городским советом Таррагоны шайка-лейка так называемых реставраторов равернулась в полную мощь. В процессе этой разборки горе-реставраторы нанесли пантеону гораздо бОльший вред, чем все предыдущие вандалы, вместе взятые.
Они попросту разломали драгоценный памятник погребальной арихтектуры на части, внавалку сгрузили эти алебастровые фрагменты в телеги, не позаботившись даже о минимальной защите бесценных фрагментов - и, как следствие, в Таррагону прибыла фактически алебастровая крошка. Восстановить что-либо после этого горе-мастера были уже не в состоянии - поскольку не помнили, что и в каком порядке ломали.
То, что раньше было бесценным королевским пантеоном, превратилось в груду камней, которые пришлось сгрузить в подвалы городского совета - и постараться забыть о них, как о страшном сне. Вновь эти каменные фрагменты случайно обнаружили лишь в 1894-ом, после чего перетащили их в специально созданный музей, откуда они снова переместились в Археологический музей Таррагоны.
Лишь после завершения Гражданской войны в Испании за восстановление престижа монархии и, соответственно, Королевского пантеона в Поблете взялись всерьез. В 1940 году в Поблете поселились четыре монаха-итальянца, что знаменовало собой возрождение духовной жизни в обители, а в 1942 министерство образования Испании по личному указанию диктатора Франко занялось реставрацией Пантеона.
После восстановления его решено было разместить не в Таррагоне, а в своем первоначальном месте - то есть, в церкви Санта-Мария де Поблет. Главным скульптором, ответственным за реставрацию скульптур, был назначен Фредерик Марес, который проделал уникальную и поистине титаническую работу.
Все, чем располагал на тот момент Марес - это несколько гравюр и далеко не самые подробные описания - и, разумеется, 500 почти бесформенных фрагментов алебастра, которые ему удалось отобрать из груды совсем уж непригодного мусора, в который превратили пркрасный пантеон предыдущие реставраторы. Достаточно сказать, что 500 отобранных Маресом фрагментов составляли всего лишь 2% от общего объема материала!
Кстати, оригинальные элементы, интегрированные в созданные заново Маресом скульптуры, очень хорошо заметны, поскольку отличаются по цвету. Вообще же, Марес подошел к работе, которая заняла у него десять лет, в высшей степени серьезно: например, алебастр для скульптур ему поставляли их тех же карьеров в Беуде (Жирона) где его добывали и в 14 столетии для оригинального пантеона.
Марес так "разошелся", что даже сделал гробницу для короля Мартина Гуманного, которой тот так и не успел обзавестись. Правда. с ней связан один забавный момент: лев, который, по традиции расположен в ногах короля, выражает свою скорбь несколько странно: кажется, что он зевает:
Наконец, в 1952 году работы над реставрацией королевский гробниц были завершены, и тогда же состоялось торжественное возвращение королевских останков в Поблет, где они находятся и по сей день.
В настоящее время (2007 г.) могилы распределяются в следующем порядке:
C левой стороны, если стоять к главному алтарю лицом, по мере удаления от него:
Хайме I "Завоеватель (умер в 1276 г.)
Педро IV "Церемонный" (умер в 1387 г.) со своими тремя женами: Мария де Наварра, Элеонора Португальская и Элеонора Сицилийская.
Фернандо I Антекерский (1416 г.) и его жена Леонор
С правой стороны:
Альфонсо II "Целомудренный" (1196)
Хуан I (1396 г.) со своими двумя женами Мартой де Арманьяк и Виолантой де Бар
Хуан II (1479 г.) и его вторая жена Хуана Энрикес
Также за пределами арок в отдельных гробницах находятся останки следующих королей:
Мартин I "Гуманный" (1410)
Альфонсо V "Великодушный" (1458 г.).
Статьи по теме:
Монферри - святилище Девы Монсеррат
Картезианский монастырь Скала Дей (Каталония)
Write a comment